Детский писатель Святослав Сахарнов и его литературное наследие.

1 ноября – 40 дней со дня смерти известного детского писателя, долгие годы возглавлявшего журнал «Костер», Святослава Сахарнова. Он принадлежал к славному поколению писателей-фронтовиков, победителей, выигравших величайшую из войн ХХ века. Друг и ученик Бианки, мореплаватель, путешественник, он оставил в детской литературе огромное наследие. В этот день в 13:00 в память о Святославе Владимировиче телеканал «Культура» покажет документальный фильм «Мир без тени» из цикла «Писатели нашего детства», посвященный жизни и творчеству Святослава Сахарнова, в котором сам писатель, являясь великолепным рассказчиком, откроет нам свой необыкновенный мир, мир без тени. (фильм был снят в 2008 – 2009 годах)
На его произведениях выросло уже не одно поколение, юные читатели учились понимать и любить мир таким, какой он есть. «По морям вокруг земли», «Сказки из дорожного чемодана», «Леопард в скворечнике» - эти и многие другие книги писателя уже давно составляют золотой фонд отечественной литературы. А его пересказ для детей древнеиндийского эпоса «Рамаяна» уникален в русской словесности.
Сахарнов известен в России как детский писатель, но им также были написаны и книги для взрослых: книга фантастики «Лошадь над городом», книга «Дети капитана Шмидта», являющаяся своеобразной шуткой на тему книг Ильфа и Петрова. Недавно вышел из печати его роман «Камикадзе» - о событиях войны с Японией. Войны, которую он наряду с Великой Отечественной, прошел до конца. До последних дней своей долгой творческой жизни - писатель прожил 87 лет - Сахарнов продолжал плодотворно работать. Последние годы он работал над не законченным и не изданным в виде отдельной книги произведением «Шляпа Императора», отдельные фрагменты которого печатались в журналах.
В фильме «Мир без тени» Сахарнов начинает свой рассказ о детстве, когда он, как и все мальчишки любил до темноты играть в футбол, любил читать книги, особенно о приключениях и путешествиях. Именно тогда он и принял для себя решение - стать детским писателем. Для этого вступил в Ижевский клуб писателей-публицистов располагавшийся в те времена в доме культуры на центральной улице Ижевска. Отзывы о местах города Ижевск на сайте izhevsk.tulp.ru.
Родился Святослав Сахарнов 12 марта 1923 года на Украине в городе Артемовске. Предки матери были из польских дворян, но среди предков по отцу бели мезенские поморы, так что море звало его с самого рождения. Жизнь его оказалась связанной с портовым Ленинградом, который он и считал своим родным городом. В 1940 году Сахарнов поступил в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, тогда родителей уже не было в живых. Поступил, зная все равно, что непременно станет писателем, почувствовав, что будущему литератору сначала надо набраться жизненного опыта, увидеть мир. Но началась война, и в 1941 году курсантом первого курса училища он участвовал в боях на Ленинградском фронте. Осенью того же года он был эвакуирован в Баку, где и окончил военно-морское училище в 1944 году. После - воевал на Черноморском флоте под Новороссийском и был награжден орденом Боевого Красного Знамени за то, что провел свой танкер с горючим для нашей армии через мины. В 1945 году в составе Тихоокеанского флота принял участие в военных действих против Японии. Участвовал в боях в корейских портах Расин и Сейсин. После окончания Второй мировой Сахарнов продолжил службу на Дальнем Востоке на торпедных катерах в качестве штурмана и начальника штаба соединения. Затем был отправлен на учебу в Морской институт в Ленинград, где защитил диссертацию и получил степень кандидата военно-морских наук.
Именно во время своей службы в Японском море произошло его первое погружение под воду, чтобы осмотреть винты у торпедного катера. И был поражен увиденным. Больше всего его поразило, что не было тени ни у рыб, ни у него самого, ни у камней - виной тому совершенно особое освещение. Множество удивительных разнообразных живых существ… Вечером того же дня, в своей каюте новоиспеченный водолаз написал свой первый рассказ о том, что увидел под водой. «Все, что пишет настоящий писатель – от удивления, что не может не поделиться с другими, с читателями!»
Один из первых рассказов моряка попал на глаза Виталию Бианки. Он пригласил автора к себе домой со своими новыми сочинениями.
«Сказка, которую я принес, была о жителях морского дна, - вспоминал Сахаронов. - О раке отшельнике, о морской звезде, о плоской, как блин, хитрой камбале. Виталий Валентинович читал ее внимательно. Сначала хмурился. Потом удивленно поднял брови. Наконец заулыбался. Видя это, повеселел и я. Кончив читать, сложил листок.
- Очень плохо, - с явным удовольствием, почти радостно сказал он. – Ах, как плохо!
Я покачнулся на стуле. Ведь совершенно отчетливо было видно, что он улыбался! Как же так?
- Будем учиться, - сказал Виталий Валентинович. – Садитесь за стол и пишите…
Только несколько лет спустя я понял, чему он радовался. Подводный мир был для него заповедной областью. Он радовался вступлению в незнакомое»
Так начался путь в литературу Святослава Владимировича Сахарнова. Когда он подал рапорт своему военно-морскому начальству с просьбой об увольнении в запас, ему сразу предложили повышение по службе. Сахарнов отказался и на вопрос о причинах столь неожиданного для всех решения объяснил: «Я хочу стать детским писателем. С детства об этом мечтал». Рапорт подписали. И в детской литературе Сахарнов, безусловно, достиг ранга адмирала, став писателем со своим неповторимым, узнаваемым почерком.
Его мир – это по преимуществу мир моря и красок: даже навзвания сказок и рассказов говорят сами за себя - «Какого цвета море», «Зеленый слон», «Разноцветное море». Но почему в этом мире почти нет звуков, запахов? Разгадка проста – это мир водолаза. Именно таким Сахарнов запомнил его и перенес это необычное восприятие жизни на все, что описывает: «Я хочу рассказать не о том, что видно с берега, а о море, которое видят рыбы, и люди, которые умеют плавать, как рыбы».
Однажды, у заброшенной военной казармы, Сахарнов нашел брошюру на английском языке - «Женщина, которая жила в бутылке». Прочитав ее, он с удивлением обнаружил, что это невероятно похожая история на «Сказку о рыбаке и рыбке». И Сахарнов открыл для себя, что сюжет Пушкинской сказки – бродячий сюжет. Так он стал собирать сюжеты по всему свету. Так возник его цикл «Сказки из дорожного чемодана», который является настоящим кругосветным путешествием. В его дорожном чемодане оказались сказки из Индии, Африки, Японии и Австралии, сказки кубинские и эскимосские. Эти сказки про хитрых рыб, фантастических существ, про смешных разбойников и смелых матросов. Они рассказывают о том, от чего бывают приливы и отливы, откуда появились горы, кто проложил путь рекам. Но главное - они учат добру и уважению к другим народам Земли.
Какое же место в творчестве фронтовика Сахарнова занимает тема войны? Ответ его прям: «Надо суровее рассказывать о войне. У меня опыта сухопутной войны нет, а лучше Ремарка мне не написать. Но роман о войне на Дальнем Востоке «Камикадзе» у меня есть – японцы побоялись его переводить. Но все же беспощадно писать не могу».
В произведении «Одиннадцать восьминогих» писатель затронул редкую тему в литературе – о судьбах детях фронтовиков.
Более пятнадцати лет Сахарнов возглавлял самый популярный детский журнал «Костер», тираж за время его работы перевалил за миллион. В журнале тогда печатались такие «взрослые» писатели как Василий Аксенов, Сергей Довлатов, Федор Абрамов, Даниил Гранин. Тогда же в «Костре» под руководством Сахарнова проводились знаменитые семинары молодых писателей, многие из которых нашли потом свой путь в литературе. Когда Святославу Сахарнову предложили стать главным редактором «Костра», он сразу же согласился, расценив это как особый знак судьбы. Ему удалось как настоящему штурману обойти там все рифы и подводные камни.
Визитной карточкой писателя стало «Путешествие на Тригле» - поэтичная и вместе с тем сюжетная проза о радости жизни, о человеческой дружбе, о поиске и обретении, о том, что человек устремлен к добру и красоте.
«Пишите каждый день…» - эти слова Виталия Бианки стали правилом для писателя. Иначе не успеешь рассказать все, что видел, не поведешь читателя в мир, который уже открыт тебе, такой загадочный, незнакомый, беспокоящий…

8 марта 2012

Опубликовано в рубрике Новости 09.03.2012: .