Можно сказать, что при поступлении в школу у обоих групп учеников с разным отношением к учителю показатели общего интеллекта определяются показателями вербального интеллекта. В зависимости от отношения к учителю и от уровня развития интеллекта происходит расхождение взаимосвязей: при негативном отношении к учителю и более низких показателях общего интеллекта в его структуре начинает доминировать невербальный интеллект, а при позитивном отношении к учителю и более высоких показателях ишеллекта сохраняется доминирование вербального интеллекта в общей структуре интеллекта. Вероятнее всего эти данные можно объяснить тем, что обучение в школе происходит в основном на вербальной основе и положительное отношение ученика к учителю способствует ускоренному развитию вербального интеллекта. Сложившееся в силу тех или иных причин негативное о (ношение ученика к учителю тормозит развитие вербального интеллекта, поскольку, вероятнее всего, имеет место негативная оценка учителем (или родителями) вербальных способностей ученика. При этом невербальный интеллект развивается как компенсация блокированию развития вербального интеллекта.
Выводы ?
Отношение к учителю имеет тенденцию к ухудшению т первой половине года, а во втором полугодии значимо улучшается, превосходя в итоге первоначальный уровень.
200
L
При эгом следует отметить, что отношение к учителю у 75% учеников стабильно, а у 25% - нустойчивое.
В группе учеников с положительным отношением к учи гелю вербальный, невербальный и общий интеллект значимо выше, чем в группе с негативным отношением к учителю. Показатели субтестов "Словарь", "Кубики Кооса", "Составление фигур" теста Векслера также значимо выше в течении всего года.
По мере обучения количество показателей по которым имеются существенные различия между группами учеников с положи! ельным и негативным отношением к учителю увеличивается: 1 срез - 9 показателей из 16, 2 срез - 10, 3 срез -П. При этом существенно то, что за первое полугодие увиличилась разница по показателям вербального и сократилась разница по показателям невербального интеллек1а.
Группа с положительным отношение к учителю не только в среднем имеет более высокий уровень развития интеллекта, но в ней также наблюдается ускоренное развитие вербального интеллекта.
Группа с негативным отношением к учителю имеет значимо ниже показатели развития интеллекта и в первые полгода несколько сокращает разрыв только за счет более быстрого развития невербального интеллекта.
В труппе с позитивным отношением к учителю показатели обшего интеллекта по всем трем резам и показатели вербальною интеллекта по 2 и 3 срезу входят в один кластер. Показатели невербального интеллекта образуют отдельный кластер и максимально коррелируют с показателями по субтесгу "Последовательные картинки".
В группе с негативным отношением к учителю показатели вербального интеллекта по всем 3 срезам образуют кластер месте с показателями по субтесту "Словарь" и общим интеллектом по 1 срезу. Невербальный интеллект по всем трем срезам оказывается связанным с общим интеллектом по 2 и 3 срезу и показателями по субтесту "Последовательные картинки".
Можно сказать, что при поступлении в школу у обоих ГР>'Ш1 учеников с разным отношением к учителю показатели общего интеллекта определяются показателями вербального Интеллект. В зависимости от отношения к учителю и от Уровня развития интеллекта происходит расхождение Вааимосвязей: при негативном отношении к учителю и более
201
низких показателях общего интеллекта в его структуре начинает доминировать невербальный интеллект, а црц позитивном отношении к учителю и более высоких показателях ишеллекта сохраняется доминирование вербального интеллекта в общей структуре интеллекта.
Литература.
Азаров Ю.П. Искуство воспитывать: книга для учителя. М. Просвещение, 1985
Березовин Н.А.. Коломинский Я.Я. Стиль отношения педагога к классу как фоктор формирования межличностных отношений. // Психология возрастных коллективово. - М.. 1978.
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .