ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Бодадев А.А. Личность и общение: Избр.трудьт. - ML Педагогика. 1985.
Лахт Х.Э. Факторы, влияющие на отношение учащегося к учителю: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Тарту. 1982.
Лснер И.Я. Методы обучения и требования жизни. М. 1981, Максакова В.И. О восприятии учителя младшими школьниками. // Теоретические и прикладные проблемы «ознания людьми друг друга. М. 1978.
Петровский А.В, Психология развивающейся личности. М. Педагогика. 1987.
Писаренко В., Писаренко И.51 Педагогическая этика: книга для учителя. Минск. 1986.
Понарядов Г.М., Понарядов B.C. Некоторые особенности представлений неуспевающих школьников об учителе. // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга, М. 1978.
Счастная A.M. Некоторые особенности влияния отношения воспитателя к детям на развитие общения старших дошкольников. // Психологические аспекты социальной психологии. Минск. 1978.
Якиманская Л.С. Равивающее обучение. М. Педагогика. 1979.
202
Глава 4. Творчество глазами профессионала
Ю.И. Иориш
К технологии научного творчества
Научное творчество всегда привлекает обшее внимание. Важные вопросы остаются, однако, неясными и нуждаются в новых идеях. Например, в отношении анализа творческого процесса. Дело здесь вот в чем. Интеллектуальные основы творчества - психологические. Но само творчество, это дело профессионалов, в данном случае - ученых. А они, в процессе творчества, меньше всего думают о психологии, да другой раз еще с философскими обобщениями. Перебросить мост между этими профессионалами и психологами, не просто. Принято считать, что творческий процесс это нечто интимное, о чем не всегда удобно даже говорить. Ассоциация с именами великих людей добавляет глубокий пиетет. У каждого, по меткому высказыванию академика В.А. Фока , свой котелок, в котором что-то варится - была бы идея.
Поэтому психологам в своих исследованиях и заключениях приходится обращаться не к собственно Процессу творчества, а к его реконструкциям, используя отображения в виде дневников, писем, воспоминаний самих творцов и современников, производить анкетирования и тестирования, изучать жизненный путь, контактировать с Физиологами, ставить опыты на животных, привлекать к исследованиям одаренных детей и домысливать, домысливать (Пономарев Я. А., 1996).
При таком подходе больше всего страдают деловое описание и анализ творческого процесса в реальном течении времеьш. Однако стремительное развише науки XX столетия
203
уже не всегда позволяет отделить методологию фундаментальных открытий крупных ученых от просто важных исследований, каждодневно обеспечивающих потребности практики человеческого общества. Отдавая должное основополагающим проблемам, наука в целом как бы демократизировалась и приобрела едва ли не массовый характер. А исследователь вынужден резко интенсифицировать труд, нередко сразу в различных направлениях. Ему приходится или выполнять самому, или руководить решением задач теоретических,
экспериментальных, конструкторских. технологических, испытательских. За исследователем часто стоит не одна, а несколько тем одновременно. Он может получить какие-то срочные внеплановые задания. И все это при каждодневном контакте с администрацией, обслуживающими подразделениями, смежниками и регулярном контроле финансирующих организаций. Образующаяся хотя и деловая, но напряженная обстановка имеет мало общего с тишиной уютного кабинета хрестоматийного ученого прошлых лет.
Но для психолога здесь непочатая область реальной полезной работы. Стоит только заинтересовать исполнителей или попытаться самому принять участие в работе. Отвлеченный интерес, что и как варится в koiелках, какие общие условия и обстоятельства необходимы или благоприятствуют таким процессам, приобретает реальный смысл.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .