ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Креативность - это талант. Это способность к творчеству и, вообще, к оригинальному мышлению. В том. что такая способность существует, легко убедиться на примерах мелкого изобретательства, каждодневной работы цехового технолога, лаборанта "на все руки", "домашнего мастера" и пр. С серьезными работами дело обстоит сложнее. Чтобы креативность проявилась но большому счету или сформировалась вновь, может оказаться необходимым выполнение личностных качеств и условий указанных выше2.
На представлениях об общем интеллекте (Дружинин В.Н., 1995) целесообразно остановиться подробнее. Интеллект определяет сложное переплетение практически всех личных качеств исполнителя и их влияние на творчество. Насколько это важно, косвенно можно судить по тому, что в некоторых сферах творчество так и называется -интеллектуальное творчество. А если еще авторство подтверждается официальными документами, то, применительно к искусству и технике имеет место "интеллектуальная собственность" продукта творчества, определяемая и регулируемая законодательством.
Исходя из напрашивающейся презумпции о прямой связи общего интеллекта с силой и качеством мозговой деятельности, издавна используется численная мера коэффициент интеллектуальности 1Q. Его получают из результатов соответствующего диагностирования
испытуемого индивида по программе тестов, отражают01
206
принятую модель интеллекта, иногда с учетом возрастной группы и ограничением времени подготовки ответов (Дружинин В.Н., 1995) (составление программ выходит ia пределы содержания настоящей работы).
Вопросам тестирования посвящена обширная научная литература в значительной мере резко поляризованная за и против тестирования, как метода вообще (Монина М.Л., 1969). По мнению автора, тестирование интеллекта может способствовать важным и приемлемо достоверным результатам при проведении исследований психологического характера из числа ггриведеных в преамбуле (Дружинин В.Н., 1998; Стернберг Р., Григоренко Е.. 1998; Торшина К.А., 1998) и др. Также существенные результаты получаются при сравнении между собой достаточно больших четко разграниченных групп людей в отношении выбранного показателя, ycpediwmozo по всем участникам каждой из групп. Тестирование пригодно для определения формальных, знаний, конкретных способностей и навыков испытуемого. При отборе кандидатов на какую-либо вакантную ответственную должность тестирование уступает собеседованию, проверке во время испытательного срока, стажировки или практики. Следует проявлять величайшую осторожность при вынесении суждения об инюшекте индивида по численному значению его личного IQ. Многие люди достигают успехов, в том числе творческих, несмотря на неудовлетворительные основные факторы, формирующие JQ
Недопустима замена тестированием очных экзаменов по учебным курсам интеллектуального характера. Отсутствие обратной связи с экзаменатором увеличивает вероятность неверного понимания вопроса, а выбор ответа из готового набора не демонстрирует глубину проработки материала учащимся. Ограничение во времени и вовсе может вызвать нервное отупление. А если еще тестирование проводится в обстановке конкурса с целью отбора лучших учащихся, то это верный способ потерять наиболее способных. нестандартно мыслящих и креативных (Иориш Ю.И., 1986).
Исследование и измерение интеллекта посредством Тестирования входят в состав психометрических измерений. Их недостатки сводятся к невысокой точности. Однако большое достоинство психометрического метода измерения Интеллекта состоит в прямой связи выходного результата с Мозговой деятельностью диагностируемого индивида. В Целом, введение количественной меры - коэффициента
207
интеллектуальности IQ, с учетом приведенных ограничений, способствовало объективизации понятия "интеллект" и развитию представлений о его определяющей роли в процессах творчества Поэтому исследование проникновения в сущность научного творчества большей частью сводятся к исследованию интеллекта исполнителя

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .