ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Переход к письменной речи требует развития пространтвенно-динамического мышления. Мышление "изображениями" - пространственно-временными схемами строится на взаимодействии -зрительного и тактильного анализаторов с предметами окружающего мира, причем зрение само по себе не дает представления о "физике" окружающего мира- силах, плотности и массе предметов, их "податливости" воздействию и др.
Условно из целостного "механического" интеллекта можно выделить пространственный интеллею ("S-фактор" по Терстоуну). Он измеряется тестами на мысленное вращение предметов и на быстрое восприятие и идентификацию изображений.
Пространственный интеллект является следующей ступенью в генетической иерархии. Он характеризуется следующими особенностями-
1) независимостью содержания и операций от ситуационного контекста;
2) непрерывностью операции в пространстве;
3) инвариантностью операции отосительно
22
пространства;
4) обратимостью операций во времени;
5) независимостью от ситуации;
6} однозначно отношения описания к содержанию;
7) почти полным отсутствием эмоциональной составляющей.
Письменная речь - зго перевод устной речи в пространственный код. И она не может развиваться до определенного уровня формирования пространственного мышления. Устное слово всегда существует лишь во времени, написанное в пространстве - на странице, и его содержание, существует вне времени: ребенок может прочитать матери те же слова, что и учителю в классе.
Письменная речь инвариантна по отношению к ситуации и ко времени, а чтение (активное) есть шаг к осознанию языка. Пассивное чтение (слушание) - совсем другое явление. В частности выявлено, что читая самостоятельно, дети задают вопросы о языке, а слушая -тлько о поведении героев и о сюжете.
В 4 года ребенок начинает разбивать речевой поток на "кусочки". До этого дети не осознают, что речевой поток не непрерывен, а состоит из слов. Первый шаг к дискретности содержания мышления дает оперирование с изображением: буква - это первая пространственная схема.
При этом замечено, что ребенок рисует (и мыслит пространственно) тем лучше, чем лучше проговаривает свои действия при рисовании. Многие педагоги отмечают феномен спонтаного проговаривания ребенком своих действий при рисовании.
Наконец, последним по времени формирования является формальный (или знаково-символический) интеллект. Он базируется на "искусственных" языках, которыми овладевает ребенок позже, чем остальными.
Первый искусственный язык, которым овладевает ребенок - натуральный ряд чисел. Он также базируется на "пространственном коде": первично порядковое число, и лишь позже ребенок овладевает понятием числа как количеством. "Первый" и "второй" предшествуют "одному" и "двум".
Приведем основные свойства формально-знакового интеллекта:
1) независимость содержания и операций от контекста;
2) дискретность знаков и операций;
23
3) инвариантность пространственная;
4) обратимость операций во времени;
5) надситуативность операций;
6) однозначность смысла: нет перекрытия смыслов (омонимов и синонимов);
7) нет эмоциональной составляющей значения (эмоциональный семантики). - и новый признак:
8) произвольность знака по отношению к содержанию, содержание определяется системой отношений между знаками (структурой искусственного языка в целом).
Только на уровне операций с числом и другими искусственными знаками возможно полностью надситуативное мышление, когда операции полностью независимы от предметного содержания задачи.
При формально-символическом мышлении возможен переход от одной содержательной задачи к другой через отождествление их структур с некоторой формальной структурой.
Между тем как на уровне "пространственно-механического" интеллекта возможен лишь "трансфер" -"горизонтальный перенос" операций с одной задачи на другую, по методу аналогий,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .