ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Можно было бы сказать, что иимулом является сознание важности конечной цели - получение новых научных результатов, решение весомых научно-технических задач Это, действительно, самое главное, В принципе. Но в каждодневной практике, имея в виду громадное развитие научных исследований, звучит отвлеченно.
Научная деятельность - занятие лтоготановое, мы об этом уже говорили. Возможны ситуации, требуюшие обязательного проведения научных исследований, даже в форсированном режиме, но без претензии на творческие результаты. Например, выполнение конкретны" ответственных поручений и выгодных договорных работ, составление экспертных заключений и техдокументации, обоснование патентных заявок, участие в испытаниях и доводочных работах. Человеку, со склонностью к научной деятельности все это способствует общей заинтересованное*' Но в отношении творческих успехов вопрос остается оперытым, их может и не быть. Как получится.
Какие же сипы, отнесенные к личности самого
218
работника определяют достижения им новых научных результатов или, хотя бы, совершение попыток такого достижения0
Мы приблизимся к ответу, если примем но внимание, чю всякому творчеству, наряду с другими характеристиками, может быть присуще эмоциональное впечатляющее и ув!екающее действие, как на самого исполнителя, так и на окружающих. В отношении искусства эю очевидно. Оно и процветает в значительной мере благодаря и ради оказания такого впеча1ляклцего действия. При этом круг учааников очень широк В области науки - то же самое, только сложнее Чтобы получить впечатление на эмоциональном уровне, нужно прежде всего понимать в чем дело, разбираться в существе рассматриваемого вопроса. Вот тогда, перед мысленным взором может открыться глубина и красота умственных творений человека. Еще сложнее с активной творческой работой, особенно в области точных наук. Здесь, кроме изначальных, способностей, требуется специальное очень непростое физико-математическое образование, а также практика.
Естественно, что круг лиц, занимающихся научными вопросами существенно сужается, а внутри этого круга ограничения продолжаются. Одно дело заниматься наукой, хотя бы и с интересом, но только в порядке служебных обязанностей, пусть важных или полезных, и совсем другое, когда о г исследователя ожидаются новые резулыаты, и он сам увлечен такой возможностью.
Способность ученых к увлечению, вплоть до самоотверженной преданности своим идеям, вошла в историю на многочисленных примерах жертв инквичиции и, к сожалению, современныл тоталитарных режимов. В научном аспекте увлеченность обсуждалась неоднократно, Очень полно в книге М. Полани (3985), где она фигурирует как "страстность" (intellectual passion). В русском переводе звучит несколько выспренно. Но основной недостаток состоит в том, что Полани понимает страстность как объективную компоненту творчества, отражающую личность исследователя Для процесса творчества это в большей или меньшей мере верно, Например, в отношении видения исследователем собственной работы и ее результатов-. Так, Кеплер, открытые им движения планет, сопоставлял с Формальными пифагорейскими идеями и даже с мистикой. Он ВеДь и сам занимался астрологией. Но прошли годы, все
219
вненаучное исчезло, а законы движения планет фигурируют в науке независимо от личности Кеплера.
Еще пример. Э. Шредингер подучил свое знаменитое уравнение как бы между прочим, не придавая ему особого значения. Только несколько лет спустя М. Борн оценил это уравнение. Оно стало одним т основополагающих в волновой механике, а Шредингер - вошел в историю науки как выдающийся ученый.
Вообще же. многолетнее обшение с молодыми сотрудниками убеждает, что изначально способность к увлечению присуща вовсе не всем. Кому это не свойственно -постепенно отсеиваются, уходят в обслуживающие подразделения, на производство, в коммерцию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .