А к го остается на научной работе, большей частью обладает общей способностью характера к увлечению. Они занимаются еще музыкой, автомобилизмом, шахматами, коллекционированием марок, компьютерными
премудростями, получая массу удовольствия и радости. Но все эти занятия, рассматриваемые в качестве хобби, требуют сдержанности, А научная работа, будучи профессией, допускает почти полную самоотдачу
Что же касается соответствующего удовольствия, то лучше использовать более общее понятие "удовлетворение" и относить ею преимущественно к процессу творчества. Именно так выразил Эйнилейн свое отношение к специальной теории относительности в связи с возникшими замечаниями об авторстве: ".. я нашел удовлетворение уже в самом процессе своих усилий"
Вот и получается, что научный работник, не обращая внимания на трудности, увлечен своей деятельностью как органической потребностью на высоко интеллектуальном уровне. Своей работой он гордится, влюблен в нее, считает прекраснее и важнее всего на свете. Если даже, не говорит вслух, то внутренне считает элитарной и, другой раз. переносит элитарность на самого себя.
Да, бывает, что увлечение досгигает страстности, вплоть до ггригупления самоконтроля и благоразумия. Но, именно одухотворенный труд и приводит к эффективной творческой деятельности Об этом подробнее п следующем разделе.
4. Концептуальные и научного творчества
рабочие факторы процессов
220
В психологии издавна рассматриваются два концептуальных фактора, обьяс1иющие процесс научного твОрчества: интуиция исследователя, приводящая иногда к неожиданному решению задачи, и последовательная логика его действий. История естествознания полна примеров использования исследователями того или другого фактора применительно даже к великим открытиям, что отражает природные свойства интеллекта исследователя, например, ближе к экспериментальному или теоретическому складу. Вместе с тем, в литературе по научному творчеству нет недостатка в попытках объединения обоих факторов, выводах одного из другого, дополнениях разновидностями и историческими аспектами.
Нам представляется, что разделение на интуитивный и логический склады творческой деятельности следует рассматривать как своего рода предельные идеализации, весьма общие и плодотворные при психологических исследованиях, например, уже законченных, но реконструируемых процессов.
Что же касается реальной научной деятельности, то перед исполнителем стоят задачи решения конкретных научных и научно-технических вопросов. Они могут иметь различный характер - теоретический, экспериментальный, многоплановый. Решать эти задачи исполнитель должен по целесообразности, используя в силу компетентности и организационно-технических возможностей различные приемы ведения научной работы. Тут и финансовые вопросы, составление планов, установление рабочих связей, поиск и выбор готовых и близких решений в море информации, предварительные расчеты и наброски, заказы на недостающее оборудование и., ведение собственно работы во всем великом разнообразии тематики и методов достижения цели. Забот во имя получения важных полезных результатов у исполнителя хватает с большим избытком. Но над психологическими аспектами объяснения и направленности своей деятельности исполнитель может не задумываться. Это Протекает на подсознательном уровне. Сознательно исполнитель вовсе ничего не знает, чего в его работе больше -логики или интуиции? Как тут не вспомнить мольеровского Журдена, очень удивившегося, когда узнал, что говорит прозой1
Вместе с тем, эффективная научная работа,
221
претендующая на получение новых результатов, это процесс глубоко психологический, и естественно ставить вопрос какие объективные личностные качества и действия проявляются, и внешние условия и обстоятельства поддерживаются со стороны самого исполнителя сознательно, как мотивирующие. определяющие и стимулирующие творческий процесс.
Таких рабочих факторов, на наш взгляд, гри.
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .