ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

1) Психологическая установка исполнителя на интеллектуальном уровне к познанию и совершенствованию некоторой области науки или техники, с эмоциональным устремлением и попытками получения новых резульгатов на базе персональной заинтересованности в различных аспектах; образовавшейся увлеченности работой, честолюбивого желания продолжения и развития известных исследований по специальности, материальной стороны, выполнения ответственных заданий, защиты диссертации, литературной научной работы.
2) Профессиональная компетентность исполнителя на базе врожденных и развитых интеллекта и способностей, общего и специального обрачования и воспитания, практической деятельности и большого числа частично взаимно-противоречивых, но сбалансированных качеств, характеризующих исполнителя как личность в целом: честности, работоспособности, памяти, креативности, воображения и здравомыслия, решительности и осторожности, новаторства и скептицизма, бесконфликтности и принципиальносш, аккуратности и дотошности, а еще самоотдачи и здоровья, юмора и серьезности, харизмы исключительности и скромности, широты взглядов и деловитости.
3) Организационно-техническое обеспечение, к которому относятся обеспечение оборудованием, включая измерительную и компьютерную технику, образование рабочего коллектива, финансирование и планирование, взаимоинформация и связь с другими учреждениями, административные мероприятия.
О нервом факторе. Установка определяет преимущественно динамику - настрой к действиям исполнителя. Согласно одному из основных исследователей этого понятия, Д.Н. Узнадзе (1961, с.40), сознание участвуете выработке установки, особенно, когда действие наталкивается на преграду и человек объективизируй
222
собственное поведение, осмысливает его. Таким образом, в дальнейшем, не являясь содержанием сознания, установка оказывается все же в основе сознательных, процессов.
При детальном психологическом анализе реальных, сложных процессов, следовало бы, вероятно, исследовать сумму составляющих установок различною уровня, действующих одновременно и образующих диспозщионную систему с дифференцированной предрасположенностью реалтации (ЯдовВ.А.. 1975, с.89) Поскольку здесь такие исследований не предусматриваются, мы условно будем продолжать пользоваться термином "'установка" в единственном числе.
О втором факторе - компетентности. Необходимость компетентности при любой осмысленной деятельности очевидна. На ее Значение и значение внешних условий для продуктивности творчества вообще (а также профессиональной и учебной деятельности) укачал В.Н. Дружинин (1998). Профессиональная компетентность выражает личностные качества исполнителя непосредственно и. в какой-то степени, через внешние условия и обчпоятельства, способствующие реализации и совершенствованию личностных качеств, например, благодаря компьютерной технике.
Для современного научного творчества внешние условия и обстоятельства приобрели исключительное значение, нередко - решающее. Поэтому представилось целесообразным выделить, указанный выше
самостоятельный, третий, не психологический рабочий факюр "научно-техническое обеспечение", который и представляет внешние воздействия.
Все три фактора в значительной мере подконтрольны исполнителю, они на уровне его сознания образуют единую систему, действуют совместно и обеспечивают выработку в подсознании того сокровенного, что рождается в качестве продукта творчества.
Эта система рабочих факторов и определяет технологию творческих процессов.
5. Закрепление и поддержание рабочих факторов Творчес1ва
Как указывалось, психологическая установка исполнителя к творческой научной деятельности
223

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .