Многие даже крупнейшие деятели науки продолжают без афиширования всю жизнь учиться. Речь идет не только о чтении и конспектировании отдельных статей или книг, а систематической проработке какого-нибудь курса, освоении Дополнительной специальности, изучении иностранною языка и пр. Если есть желание и время, то можно рекомендовать такие универсальные объекты для постоянного самосовершенствования: английский язык, компьютерная техника и главы математического анализа.
Высокой формой дополнительного научного Профессионализма, поддерживающей основную, является литературная работа по специальности. Это написание Диссертаций, монографий, учебников, популярных статей, брошюр и книг. Такая работа сама по себе творческая, очень
225
увлекательная, а может содержать и новые научные достижения автора. Во всех случаях необходимость письменного ючного отображения мысли, четкость содержания и обобщений очень полезны автору не только для ведения основной научной работы, но и для поднятия научного уровня, как по существу, так и в отношении негласного рейтинга.
Не в меньшей мере 1лубине понимания научных вопросов способствует систематическое преподавание. Оно тоже rpe6>ei ясности изложения и отточенности формулировок Особенно полезно преподавание специальных курсов, бличкич к научным интересам научного работника Но и преподавание общих дисциплин в вузе математического анализа, физики, теормеханнки. химии, электротехники - способствует шлифовке фундаментальных знаний, развивает способность уверенно, правильно и быстро производить расчеты, с использованием основных законов и правил
Преподавательская деятельность, живая связь со студентами и аспирантами. включая руководство дипломными работами и диссертациями, вообще, д>х высшего учебно1 о заведения, способствует культуре и широте взглядов научного работника, его приобщению к идеям экономики, общего развития науки и техники
Еще довод в пользу преподавания, причем, с молодости Оно ведет к способности держать себя перед аудиторией, выступать с докладами на конференциях, читать популярные лекции.
Однако в целом, исюрически условия сложились так, что основное развитие научно-исследовательских работ в России получило не в вузах (как, например в США), а в сети специализированных научно-исследовательских институтов, которые предоставляют исследователю значительно большие возможности для ведения творческой работы. Поэтому такому исследователю интереснее основную трудоемкую научную работу вести и НИИ и допогашь ее небольшим совместительством в вузе, а не наоборот, так как небольшие научные "нагрузки" к учебной деятельности в высшей школе большей частью формальны и мало продуктивны.
У серьезных ученых научная работа литературный труД и преподавание могут быть крепко взаимосвязаны. Известный нейрофизиолог Карл Прибрам, на моно1рафи!° которого мы уже ссылались (1975), увлеченно рассказывает в
226
эпилоге, как многолетняя работа над монографией, а еще до того постоянное чтение лекций, существенно поменяли его научные убеждения, что, в свою очередь, требовало неоднократной реорганизации и переписывания текста.
Что касается организационно-технического фактора, то он образуется и совершенствуется вместе с личным опытом исполнителя. Если исполнитель стоит во главе хотя бы небольшого научного коллектива, то заботы организационно-технического характера целесообразно возложить на кого-нибудь из членов коллектива, но держать под постоянным контролем. В современных условиях действенные организационно-технические мероприятия могут оказаться решающими в достижении научного успеха.
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .