ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

И, наконец, года через три после официального окончания работы, в чем оказался смысл и чначение ее
230
проведения0 В отношении научной новизны7 В отношении полезности7 Состоялись ти доклады на конференциях' Появились ли публикации'' Выданы ли патенты9 Удалось ли защититься9
Каков результат по существу, если коротко положительный - конкретно, в чем? Отрицательный -почему7 Трудно сказать7 Никакой7
Что исполнитель7 Как себя чувствует7 Продолжает ли заниматься научными вопросами активно7
Такая цепь многому учит Может создаться впечатление о пессимистическом настрое вопросов К сожалению, очень часто, за каждым из них, действительно, могут стоять глубокие переживания, большие тр>дности и неприятные ответы
Цепь в целом может даже приобрести сильнейший эагради гетьный характер, тем более выраженный, чем pa6oia перспективней, оригинальней и инюресней К счастью, для человечества, по крайней мере в среднем (но только в среднем1), трудности постепенно преодолеваются о чем свидетельствует прогресс науки и техники.
Что же касается конкретных факторов заграждения, то самый главный - это недостаточная поддержка науки на государственном уровне, включая недос.атки общей организации и руководства, планирования, финансирования, информации подготовки кадров, патентного дела, секретности
Часто сильное заграждение возникает в связи с косностью восприя1ия окружающими и ответственными специалистами новых идей, хотя бы и правильных, вполне на уровне развития соответствующих разделов науки и техники. Преодоление таких заграждений составляет труд и неприятности, а то и горести исследователя или изобрет ателд
Сложнее обстоит дело, когда проявляются своего рода "барьеры" - принципиальные заграждения, которые возникают по мере исчерпания известных достижений и возможностей науки Они преодолеваются благодаря новым успехам науки, иногда за длительное время, с большими трудностями Это и ведет к прогрессу на более высоком Уровне знания (Кедров Б М , 1987)
В повседневной практике на уровне большой пауки ло Довольно редкий случаи, а на уровне ведения конкретной работы возникновение и преодоление трудностей научно-
технического характера это и есть творчество, со всеми заботами, огорчениями и ... радостями.
В начале схатьи мы говорили о вынужденной необходимости реконструировать для исследований процессы научного творчества по вторичным материалам, включая архивные. Рассматриваемая здесь психологическая цепь творчества показывает, как много при такой реконструкции ускользает от анализа психологов-теоретиков в отношении динамики: увлеченности исполнителя в действии, его остро направленного настроя, возникающих преград и душевных переживаний.
К сожалению, -такому расплывчатому денотату трудно подобрать соответствующую однозначную номинацию. Выше, когда была введена система рабочих факторов научного творчества (разд. 4). авюр в такой же ситуации условно использовал "установку" на основе интеллектуального содержания и как бы в ореоле эмоциональности. Специалисты могли бы, наверное, сделать замечание о самовольном расширении содержания термина. Убедительным оправданием, однако, представляется ссылка на разд. 5, в котором рассмотрены поддержание и закрепление рабочих факторов творчества с помощью методов, характерных для установки.
И, ближе к концу. Можно ли в качестве примеров попытаться образовать психологические цепи научного творчества оптимистического характера? Если работа сколько-нибудь значительная и творческая, то совсем без закавычек - едва ли. Но с благополучным окончанием - да, можно. Правда если абстрагироваться от личных судеб исполнителей. Отличный пример - разработка на протяжении всей жизни "Квантовой электродинамики" крупнейшим физиком-теоретиком современности Ричардом Фейнманом. Свою Нобелевскую лекцию он закончил таким абзацем:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .