ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Тем самым не трудно заметить, что при последовательном переходе от "поведенческого" интеллекта к формальному убывает эмоциональная составляющая "кода" (материала, отношений и операций), возрастает однозначность и произвольность обозначения (выражения) по отношению к содержанию, растет независимость операций от ситуации, контекста, пространства и времени: проявляются инвариантность и обратимость операций.
В зависимости от генетических и средовых факторов дети по разному овладевают перечисленными "универсальными кодами" интеллекта, и эти различия проявляются с момента овладения кодом.
Например: при факторизации батареи тестов Д.Векслера, проведеной на детях 6-ти лет, выявляются три фактора: общий интеллект, вербальный и невербальный (механический и пространственный) интеллекты, между тем как у подростков и взрослых дополнительно выделяется 4-ый фактор, включающий субгесты на числовом материале.
"Поведенческий" интеллект является как бы базой для развития всех прочих форм интеллекта.
24
Четырехмерная модель
Рассмотрим формальные отношения груповых факторов интеллекта. Предположим, что общий интеллект определяет успешность выполнения любого теста (вербального, пространственного, числового) Зависимость успешности выполнения любого теста от уровня общего интеллекта описывается ранее рассмотренной моделью: 1) необходим минимальный уровень интеллекта ("порог"), чтобы овладеть инструкцией и операциями, требуемыми для выполнения теста, 2) чем выше уровень общего интеллекта, тем выше предельная продуктивность, 3) реальная продуктивность индивида может располагаться в диапазоне продуктивности, определяемой "интеллектуальным" порогом теста и индивидуальным общим интеллектом. Продуктивность детерминируется мотивацией и развитием специальной компетентности {специальный фактор). Общий интеллект задает верхнюю границу для ^го проявления.
Предположим также, что для овладения каждым видом "кода" речевым, пространственным, формально-знаковым, требуется некоторый начальный минимальный уровень интеллекта ("порог") Этот "порог" определяется эмпирически. Овладение каждым видом "кода" приводит к возникновению нового интеллектуального фактора "интеллектуальной" способности: вербальной,
пространственной, формально-логической. Причем каждый новый "код" базируется на предыдущих: вербальный на поведенческом, пространственный на поведенческом и вербальном к тд Для того, чтобы новая способность возникла необходим мимнимальный уровень развития предыдущей, которая задает пределы для развития и проявления новой способности.
Итак, уровень развития одного из интеллектуальных факторов только предоставляет возможности для развития Других Причем диапазон возможностей будет колебаться в пределах, определяемых уровнем развития предшествующего фактора и "порогом", необходимым для развития последующего фактора
Таким образом уровень индивидуального общего интеллекта неоднозначно определяв! его структуру: овладение каждым следующим кодом предполагает повышение "интеллектуального порога" - уровня развития предшествующего фактора, мнимально необходимого для
25
развития последующего, но индивидуальный уровень развития фактора лишь указывает на верхний предел развития факторов более высокого уровня (более поздних по происхождению).
Индивид с высоким уровнем формально-логического интеллекта вероятнее всего будет обладать высоким уровнем пространственного и вербального интеллектов, индивид с высоким уровнем развития пространственного интеллекта вероятнее всего будет обладать высоким уровнем развития вербального интеллекта, но его формальный интеллект может быть как высоким, так и низким.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .