ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Монина М Л Об использовании тестов для отбора научных кадров за рубежом, в сб Научное творчество. г|0Д ред С Р Мик) лииского и М Г Ярошевского, М Н 1969, стр 431-444.
Павлов И П Ответ физиолога психологам. П собрание сочинений Изд. 2-е, т 3, кн.2, АН СССР М -JJ
234
1951, стр. 153-188.
ПоланиМ. Личностное знание. М., Прогресс, 1985.
Пономарев Я. А. О понятии "Психологический механизм решения творческих задач". Психологический журнал, 1996, №6, стр. 19-29.
Прибрам К. Языки мозга. М., Прогресс, 1975.
Серебряный АИ. Научный меюд и ошибки. Природа, 1997. №3, стр. 96-101.
СибрукВ. Роберт Вуд. М . Наука, изд. 3, 1978.
Симонов 11В. Созидающий мозг. Наука, 1993.
Смилга В.П. десять истоорий о математиках и физиках. Природа, 1998, № 11, стр. 3 - 9.
Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности. Психологический журнал, 1998, № 2, стр. 144 -160.
Торшина К.А. современные проблемы исследования креативности в зарубежной психологии, 1998, № 4, стр.123 -132.
Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
Фортунатов Н. Творческая лаборатория Л. Толстого. М.,Сов. пис., 1983.
Фриш С.Э. Сквозь призму времени. М.. Изд. полит, лит., 1992.
Фролов Б.А. Коллектив и мотивация творчества, в сб. Научное творчество, под ред. СР. Микулинского и M.F. Ярошевского, Мм Наука, 1969, стр. 271-280.
Ядов В.А. О диспочиционной регуляции социального поведения личности. Сб. Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975, стр. 89-105.
Ярошевский М.Г. Философская энциклопедия. Творчество. М., Сов. энц., 1970, т.5, стр. 187.
Фейнман Р. Характер физических законов. Мир, М.> 1968.
235
Климов Е.А.
Профессиональное самоопределение личности
Со словом труд часто связывают только создание материальных ценностей. Но производство информации, духовных ценностей, услуг, упорядоченности социальных процессов - эю тоже создание чего-то полезного ("потребительных стоимостей") и, следовательно, тоже труд. Иначе мы придем к ряду теоретических и практических нелепостей (скажем, при разработке методов трудового воспитания, когда "забивание гвоздей'' считается трудовым занятием, а решение математических задач, программирование ЭВМ или написание сочинения - чем-то вне категории труда). Кстати, М.В.Ломоносов понимал труд широко - у него "труждаготся" и земледельцы, и академики, и рудокопы, полководцы, живописцы, мореплаватели (Климов Е.А.. 1986).
В связи со сказанным расширим представление о множестве продуктов труда. Что является "изделием", например, учителя и где оно существует.? Он делает такие реальности как отношение своих питомцев к учению, их представления, понятия о мире, навыки, способности самоорганизации и многое в этом же роде. Приходится признать, чго область существования продуктов труда учителя - это внутренний мир подрастающих людей. А "уроки'', '"мероприятия" - это средства достижения трудовых целей (это реальности того же рода, что молоток и зубило у слесаря или мысленные схемы поведения у политика). "Изделия'" учителя могут существовать очень долго; скажем, таблицу умножения, которую сделала в нашей голове наша первая учительница мы помним всю жизнь. Это изделие хотя и не вещь, но все же вещеподобный продукт в том смысле, что существует долю и "делатель" может о нем забыть. А что делают, скажем, дирижер, режиссер-постановщик, оператор энергоблока эпектростанции? Они делают процессы, а не вещи и не вещеподобные реальности: симфоническое звучание, спектакль, электроток с определенными, строго поддерживаемыми параметрами. Их "изделия" существуют в мире материальной или духовной культуры, в искусственной
236

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .