ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

среде обитания людей. Правда, электрический ток, будучи •'изделием" в сфере материальной культуры, тяготеет по своим закономерностям к миру природы в отличие от театрального преде i авления, подчиненного законам именно художественной (полностью "выдуманной") культуры. Поэтому несколько условно выделим две различимые области существования продукюв труда "Природный мир" и "Мир культуры"'. Итак, приготовившись к некоторым неожиданностям, обратимся к таблице 1, дающей обзорное представление о разнообразии продуктов труда (читатель волен построить лучший вариант классификации).

2 Понятие труда применяется в широком круге областей науки и практики, начиная от философии и кончая вРачебно-трудовой экспертизой. В каждом случае имеются в ьИду несколько разные наборы признаков понятия "'труд" (то ес'ь, в сущности, разные понятия), Это правомерно,
237
поскольку сама по себе реальность, соответствующая b "труд", многостороння и сложна. Рассмотри^ психологические признаки труда как активности человека субъекта:
Мысленное предвосхищение социально ценного результата. Это предполагает наличие у человека и представления о предполагаемом изделии (в широком смысле - предмете, процессуальном эффекте и i it., о чем речь уже шла), и некоторого подъема положительных чувств ("предвосхищение"), то есть речь идег и о познавательном (когнитивном) и об эмоциональном (аффективном) компонентах данного признака труда. Не во всех профессиях результат легко себе представить; иногда он в целом принципиально не известен (в работе инспектора, товароведа, геолога-разведчика, летчика-наблюдателя и т.п.) и мыслится в виде некоторых общих требований, критериев. Часто эти критерии не поддаются формализации (попробуйте найги аршин для измерения продукта деятельности дирижера, служителя культа, искусствоведа). Здесь уместны некоторые экспертные оценки (что-то наподобие судейских решений по вопросам фигурного катания на коньках). Здесь нет труда в психологическом смысле (а есть что-то иное), если указанный выше признак не характеризует его активность
Сознание обязательности достижения пенного результата Этот признак отличает труд от забавы, детской игры и предполагает волевую. в частности, саморегуляционную воспитанность человека.
Владение внешними и внутренними средствами деятельности. А в идеале также создание и совершенствование их Может вызвать недоумение термин "внутренние средства'" деятельности. Сюда уместно отнести любые психологические целостности, которые человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности). Внутренними средствами могут быть мысленные схемы решения тр>довых задач, приемы саморегуляции (например, ухищрения для предотвращения утомления и т.п.). При весьма просгых внешних средствах системы внутренних средств деятельности могут быть очень сложными (для примера: чтобы извлечь квадратный корень из числа с помощью калькулятора, надо только знать, какие кнопки нажать, а чтобы извлечь корень "с карандашом в руках" или "в уме", надо владеть сложными внутренними средствами соответствующим алгоритмом,
238
способами самопроверки) Применяемая машинная техника может сильно упрощать психологическую состав тающую деятельности.
Ориентировка в межлтодских производственных отношениях. Ее ни человек не представляет, кем и какой труд вложен в условия, материалы, средства рабо.ы, если далее он не представляет дяя каких людей и каких их нужд важна его продукция, то активность ею еще не назовем тр>дом в психологическом смысле Он правильно функционирует на рабочем месте и, с житейской точки зрения, он трудящийся, но с точки зрения психологии он еще не дорос до этого.
Если хотя бы один из указанных признаков выражен у занятого чем-то человека, нельзя юворигь о его сформироваиности как субъекта труда Нужна коррекция (или самокоррекция) психики

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .