ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Несмофя на то, что ознакомление детей с миром труда взрослых и включение их в продуктивную деятельность может вполне правомерно мыслиться воспитателями вне контекста собственно профессионального самоопределения (а в рамках умственного воспитания, развития речи и т п), фактически здесь вполне своевременно вносится такая лепта в психическое развитие детей, без которой они впоследствии (в подростничестве и в ранней юности) могут оказаться существенно не готовыми к самостоятельному и

если не путь, то
весь 'старт'
будущий
его или
сознательному обдумыванию своего будущего профессионального жизненного пути, то есть не готовыми быть субъектами профессионального самоопределения, Чтобы выбирать будущую профессию надо знать, из чего можно выбирать (иметь представление о "пространстве выбора", о множестве разнотипных профессий). А эти представления нельзя сформировать "за один присесг", как нельзя "быстренько" сформировать, скажем, представления о природе. Но ведь с окружающей природой детей начинают знакомить очень рано и притом систематически (есть специальные программы дошкольного воспитания, не говоря уже о содержании образования школьников). Мир культуры, общества и, в частности, профессиональных общностей (а ведь к вопросу "Кем быть?", неизбежно "цепляется" вопрос "С кем быть?") едва ли проще и понятнее, чем мир природы. И здесь надо также исходить из идеи достаточно длительного периода допрофессиональной "общей" подготовки к этапу, когда для подрастающего человека настает пора планировать, проектировать, профессиональный жизненный "ближайшие ujai и".
5. Прежде чем мы профессионального самоопределения (они существенно и для подрастающего человека, и - в своеобразном аспекте - для зрелого человека, оказавшегося в ситуациях вынужденной перемены труда; последние возникают при частичных утратах трудоспособности или при безработице), обратимся к одному парадоксу, характеризующему, как нам представляется, научное общественное сознание в стране.
В качестве модели этого сознания примем двухтомный "Энциклопедический словарь" (М., 1991 далее для краткости: Словарь). Как представлена здесь реальность мира профессий?
Хотя термины "субъект труда"', "профессионал", "специалист"' отсутствуют в словаре, но он не совсем "пуст" в отношении мира профессионального труда. Около четвери статей посвящены персоналиям ("знаменитостям1') с указанием профессиональной принадлежности, рода занятии соответствующих лиц (скажем, "Аалто... фин. Архитектор и т.д.) Есгь термины "деятельность", "профессия , 'специальность", по вегречающимися упоминаниям можно реконструировать некоторое представление даже ° субъектной реальности. Есть и несколько статей,
перейдем к вопросам
244
посвященных человеку в роли профессионала, специалиста, "делателя" чего-либо: "аббат", "агент", "адвокат", "брокер", "врач"', "офицер", прокурор"... "учитель".
Имеются термины, которые можно
интерпретировать как обозначения функций, способностей, качеств субъекта, как продукты его труда. Есть статьи, посвященные онтологизированным (как бы безличным) функциям субъекта ("автомоделирование", "агитация" и пр.). Встречаются указания на утрату некоторых способностей субъекта в норме или патологии ("аграфия" и
Но все же типичны ситуации такого рода: агрономия в Словаре есть, но "агронома" нет; "точение" есть, "токаря" нет; "ткачество" есть, "ткачихи" нет. Птичке колибри отведено много больше Mecia, чем какому-либо человеку-профессионалу. И о многих профессионалах как предметах рассмотрения указанная серьезная книга молчит. А ведь в обществе реально существуют десятки тысяч различимых профессий. Б тех немногих случаях, когда профессионалы все же выделены, речь идет только об их основной трудовой функции, но огнюдь не о личных качествах. О прокуроре сказано лишь: должностное лицо органов прокуратуры. Осуществляет в суде функции государственного обвинителя" {указ. соч., т. 2. с. 208).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .