ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

7. Психологические вопросы профессионального самоопределения всплывают на всем жизненном пути человека (если исходить из предположения, как мы это делаем, что труд необходим для существования и развития человека и общеива). Поэтому важно хотя бы ориентировочно наметить основные фазы развития профессионалы
Существует немало представлений о стадиях, фазах, этапах развития человека на протяжении всей жизнл (Ливехуд Б., 1994). Чаще пишут о человеке вообще, личности, развитии, жизненном пути... Но иногда затронуты и вопросы развития профессионала (Тюттоник В.И., 1994; Шадриков В.Д., 1982); в целом же, эта сторона дела еще ждет своих исследователей. Сколько-нибудь общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на составляющие нет. И это можно понять, поскольку
249
разнообразие, несходство возможных вариантов материала здесь очень велико.
Ниже предлагается одна из возможных группировок фаз жизненного пути профессионала с единственной целью дать читателю материал для более или менее дифференцированного представления жизненного пути как целостности и для соответствующего (сколько угодно критического) размышления.
Для обозначения указанных фаз употребим очень условные слова (отстоявшейся терминологии здесь пока тоже нет):
ОПТАНТ (или фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии. Очень точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только телесностью, но и условиями культуры, общего психического развития человеке
Если оптантом оказывается профессионал (скажем, частично утративший работоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале "трудоспособности".
Что касается школьного возраста, то, как известно, дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано (в
подростничестве) обретают достаточную социальную зрелость и способность серьезно обсуждать свое профессиональное будущее; а некоторые девушки и юноши, окруженные родительской заботой, даже и поступив в высшее учебное заведение, обнаруживают детскость учебно-профессиональных целей.
Некоторые подростки -- и девочки и мальчики—уже после неполной средней школы облюбовывают себе некоторые профессии практического труда и поступают в профессиональные училищу, школы; некоторые выпускники средней школы после кратковременных курсов приступают непосредственно к работе на том или ином производстве. Таким образом, не только фаза ошации, но и фаза профессиональной подготовки оказывается у них на уровне более раннего календарного возраста, чем у тех, кто поступает в высшие учебные заведения.
250
Единственный признак, который роднит учащихся профтехучилищ, средних и высших специальных учебных заведений или краткосрочных форм "заспинной" подготовки на производстве--это приверженность к профессии в форме соответствующей учебной и самовоспитательной деятельности Поскольку нег термина, под который подводились бы все эти категории стартующих профессионалов, введем для их краткого условного обозначения термин "адепт" (приверженец)
АДЕПТ (или фаза адепта). Это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (сюда отнесем всех, кто где-то овладевает профессией, включая "слушателей", "курсантов", "учеников" какого-то мастера и др.). В зависимости от профессии речь может идти здесь и о многолегнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа)

Самая подробная информация аренда электростанции у нас на сайте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .