Есди речь идет о многолетней подготовке профессионала, то уместно различать тех, кто находится на первом, на втором и т. д. юдах обучения: здесь происходят заметные изменения самосознания, направлениосги личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; и есть здесь свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
АДАПТАНТ (или фаза адаптации, ''привыкания" молодого специалиста к работе). Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведений, тот никогда не подходит "как ключ к замку" к производственной работе. Дело, во-первых, в том, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения, с одной стороны, и производственного коллектива, с другой, различны, и молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чгобы распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры. и внешний облик профессионала, не говоря уж о собственно "технологических" тонкостях дела, и должен суметь "вписаться" в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт межлюдских отношений, верно говорит: "В чужой монастырь со своим уставом не ходяг"; в данном случае дело осложняется тем, что среди социальных, профессиональных норм есть немало и "неписаных законов'" "вот этого" трудового коллектива.
251
Адаптации требует и вхождение в тонкости работы которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же, права пословица "Дружком дорожку не изведаешь".
ИНТЕРНАЛ (или фаза интернала). Это уже опытный, что называется, "наторевший" в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже "свой", "наш" - как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, гак и в сознании других).
МАСТЕР (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и других Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым, невоспроизводимым работником. Обычно он уже имее1 некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).
АВТОРИТЕТ (или фаза авторитета; она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, па межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм, аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, "чин", звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руководители. Сил и энергии у него сейчас меньше, чем когда он был моложе (биологический, календарный возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
252
НАСТАВНИК (или фаза паставничесгва, наставника в tiuHpoKOM смысле слова - как человека, у которого и (коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный кластер своего дела в любой профессии "обрастает" "единомышленниками, перенимателями опыта, учениками,
последователями (независимо от того, имеют ли они
официальный статус учеников).
Литература.
информация здесь
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .