ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

К счастью, возмущение нашего воображаемого читате­ля относительно недоразумения, какое же отношение имеет глухота к вопросу об абсурде, не касается сложных философс­ких проблем и вовсе не является неразрешимым парадоксом. "Surdus11, "сурдина", "сурдокамера" - "глухой", "глушащий", "глухая комната" - все эти известные латинские наименования подводят нас к простой мысли о том, чго корень слова "аб­сурд" может иметь непосредственное отношение к глухоте. И дейавительно, если "ab ovo" означает "от яйца", т.е. с самого начала, то "ab surdum" можно перевести как "от глухого". Ви­димо, уже в глубокой древности было замечено ощущение странной нереальности происходящего при разговоре с глу­хим человеком, усугубляющегося чувством безнадежности до­биться взаимопонимания по мере продолжения разговора. Должно быть, не только древние римляне относились к тако­го рода глухоте с известной долей шутки (как известно, в каждой шутке есть доля щу!ки - все остальное - чистая правда) и не судили этот "порок" строго - ведь что ни говори, глухой понимает и отвечает свое - ничего тут не поделаешь -абсурд он есть абсурд. Отсюда и комизм поиска смысла в из­начально бессмысленном высказывании, ведущий к комедии абсурда, и трагизм непонимания и одиночества, выраженный в философии Камю, Сартра и др., и обострение иммунных, т.е. защитных, реакций - потребность в том, чтобы как-то от­городиться от странного, непопятного, и потому враждебно­го влияния - кто-то скрывается в танке, кто - в башне из сло­новой кости, а кто и
За пианино, к целому миру спиной,
За пианино, как за высокой стеной,
За пианино, в него уходя, как в забой,
Как в запой. Никого не беря с собой3.
Глухая защита. Возвращаясь к нашему анекдоту с тем, чтобы окончательно "разъять" его (как это делал со своими любимыми анекдотами Ю.Никулин), вспомним, что выраже­ние "глухо" в данном контексте означает безнадежность уси-
' Стихи Веры Павловой ("Небесное животное* М 1997)
268
лий. отсутствие каких-либо даже отдаленных перспектив на лучшее и нежелание обманывать самого себя, создавая иллю­зии. И й то же время выбор именно танка говорит о юм, что человек полон решимости жить и бороться до конца и при малейшем поводе открывать огонь (совсем как в песенке: "Если близко воробей, мы готовим пушку, если мушка-муравей - взять его на мушку!"), не оставляя себе ни одного шанса на возможность иного - неабсурдного диалога... Такая глухота только внешне сродни физической глухоте, которой, кстати, новый "глухой" мог бы и позавидовать - как зави­дуешь иногда камню только потому, что тот не способен ощутить боль.
Глухо.. Казалось бы, вот наконец-то тихо. Но спросите человека, который провел хотя бы несколько часов в сурдока­мере или в том же танке или трюме, можно ли отдохнуть в та­кой тишине? Оказывается, тишина эта может только до пре­дела обострить нервное напряжение, создать ощущение бе­зотчетной тревоги и страха смерти - больше ничего. Покой вам даже и не приснится.
Глухие двери. Стены. Тупики. Откуда они только берут­ся и как завладевают волей и сознанием человека? Говорят, глупый в тупик не зайдет. Там всегда полно умных. Значит ли это, что проблематика абсурда касается только умных и ода­ренных, а прочих иных обходит стороной?
Поклон тебе, злосчастная судьба, Что ты, любя лишь добрых, Дотронуться боишься до тупых, Неблагодарных и безродных!4
Быть может, этой несправедливостью природа пытается "исправить" допущенную ею же несправедливость самого появления на свет людей выдающихся? Или эю - выражение караюшей любви Бога к своим избранникам - своего рода ис­пытание, которое при условии правильных действий на осно­ве правильного мышления может послужить ступенью к истинному величию?
Ирония, заключенная в этой фразе, очевидна из следующей абсурдной ситуации. Сидят в одной камере вор, наркоман и интеллигентный человек, и думают, как выбраться из нее. "Давайте взломаем замок и выйдем на
* ВидьякарА, индийский nojr X пекл (цит аокн "Индийская лирика П-Х ив" М , 1978 г)
269
Ш

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .