ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

* О различии ме»ду чувством (ощущением) абсурда и философией (логикой) абсурдного размышления будет оговорено ot,o6o в дальнейшем
272
пока открытыми вопросы о том, что же измегмдось в нем и почему философия абсурда в традиционном толковании тер­мина, по мнению автора, неизвестна нашему времени, а также вопрос о том, может ли что-либо измениться в восприятии как первой, так и второй концепции полвека спустя, попро­буем рассмотреть некоторые другие значения термина, а так­же его синонимы и антонимы в каждом из значений.
Это, во-первых, абсурд как следствие столкновения принципов творческого (научного, художественного или ино­го) мышления со стандартизированным (т н косным, инерт­ным) мышлением - эвро-социальный аспект; во-вторых, "внутренний конфликт" между различными модусами (уста­новками восприятия, мышления и поведения) у т.н. "одарен­ных", "одержимых" "блаженных", "безумных", "гениальных" людей - психологический аспект, в-трегьих, абсурд как пред­мет комического и Tpai икомического обыгрывания в теагре и кино (зрелищно-театральный аспект, тесно связанный с при­родой смеха и смехоеой культурой), в-четвертых, абсурд как один из логических методов доказательства от противного -"reductio ad absurdum" - логический аспект, в-пятых, как диаг­ностический признак при определении ряда как душевных за­болеваний и болезней мозга, так и разного рода речевых, слу­ховых расстройств и расстройств памяти - медицинский ас­пект (сюда можно включить и вопросы т н. патологии iwop-чества или эвропатологии); в-шестых, как следствие разоб­щенности наук, ведущей к падению духовных авторитетов и, следовательно, к общей деградации нравственности -рели­гиозно-философский аспект, в-седьмых, как педагогическая проблема и как методика обучения и воспитания (в первом случае вопрос относится к установлению прочных основ для развития слуховых, зрительных и кивестешческих ассоциа­ций и соогветсгвий, а значит, и памяти обучаемых детей, а во втором - к методу иронии, использующей абсурдное доказа­тельство для работы с одаренными, но упрямыми детьми, и в целом, для развития остроумия и чуткости к тонкостям язы­ков), не говоря уже о политике, в особенности кохда кризис власти и невменяемость ответственных лиц создают непре­рывный диссонирующий фон, мешающий как слышанию, так и пониманию услышанного другими липами
В дополнение (но отнюдь не для обоснования или доказательства) этой мысли хочется привести строки из письма Леопольда Моцар.аДо премьере оперы его 12-летнего сьша в Вене), свидетельствующие о том, какую острую боль
273
причиняют подобные непроизвольные шумовые помехи человеку с тонким слухом: "Венцы, вообще говоря, не падки до серьезных и благоразумных вещей. Они немного или вообще в них не смыслят и, кроме всякой чепухи - танцев, чертей, привидений, волшебств, Гансвурстов и ведьм - ничего другого смотреть не желают Высокопоставленный господин с орденской лентой через плечо будет хохотать до упаду и бить в ладоши, услыхав непристойность или шутку Гансвурста. И он же, напротив, во время серьезной сцены с трогательным, прекрасным содержанием и умнейшими речами, будет так громко болтать со своей дамой, что порядочные люди ни слова не поймут в происходящем на сцене", (цитируется по кн Д Шулер "Если бы Моцарт вел дневник", Будапешт 1965г., письмо относится к 1768 году). Если же к сказанному добавить эпизод из недавнего прошлого, когда в исключительно напряженные дни августа 1991-го в качестве "шумовой помехи", призванной отвлечь миллионы телезрителей от событий, происходящих в этот момент на исторической "сцене", предводители путча цинично избрали серьезную и трогательную музыку "Лебединого озера" Чайковского, то можно будет по достоинству оценить достижения "прогресса" в этой области за 200 с лишним лет.

дополнительная информация здесь

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .