ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Все это разнообразие ликов и масок абсурда (сама проб­лема при этом - N.B. - остается все же единой), заставляет от­носиться к термину с величайшей осторожностью, уточняя, что же именно понимается в каждом данном случае. Грубо говоря, если бы мы устроили встречу людей, каждый из кото­рых не знал бы, какой аспект проблемы представляет его со­беседник, мы могли бы безо всякого сценария снять (скрытой камерой) натуральную комедию абсурда. Но если мы хотим избежать этого, то придется запастись терпением и постепен­но начать разматывать этот клубок противоречий.
Говоря о первом значении слова "абсурд" как о следст­вии столкновения принципов творческого мышления с мыш­лением косным, обычно вспоминают о существовании такого феномена мышления как парадокс (кстати, термином "пара­докс" оперируют и театральные деятели. "Разве жизнь не па­радоксальна, не абсурдна с точки зрения усредненного здра­вого смысла?" (Э.Ионеско)), который фактически признается синонимом абсурда с точки зрения его несовместимости с т.н.
274
здравым смыслом - символом "косного" мышления^. Есть ли другие основания для сближения понятий абсурда с одной, и парадокса - с другой с троны, кроме их противоположности здравому смыслу? По-видимому, их два: первое касается их "зримости" и "наглядности" при том, что поверить в них практически невозможно, а второе того, что кажущиеся не­разрешимыми логические противоречия не всегда являются знаком' того, что мысль движется в неверном направлении. Поясню на относительно простом примере из истории биоло­гии,
В 1850 году Чарльз Дарвин, вернувшись из кругосветно­го путешествия, предсказал, что на Мадагаскаре, возможно, будет обнаружено ночное насекомое, длина хоботка которого дояжна быть равна 1,5 футам (i.e. 40 сантиметрам). Это пос­лужило причиной того, что он стал настоящим посмешищем в глазах энтомологов своего времени. Посудите сами' может ли существовать какое-либо насекомое (к примеру, муха, пче­ла, шмель, комар или бабочка) с носиком-хоботком длиной с нос Буратино"? И если Буратино с его деревянным носом было довольно-таки неудобно обращаться, поскольку никак невоз­можно было найти ему применение (то он мог угодить в суп, то залезть в чернильницу, то еще куда-нибудь), то можно себе представить, до чего неудобно будет обращайся с ним кро­шечному насекомому' Итак, мы можем представить себе та­кое насекомое, но поверить в его существование было бы смешно, и, значит, первое условие здесь выполняется Причем если бы нас попросили бы объяснить, почему мы не можем в это поверить, скорее всего, прозвучал бы следующий ответ" ' Какой здравомыслящий человек может поверить в существо­вание такой божьей твари17 Ведь это абсурд'" - вот и все объяснение.
А теперь встанем на точку зрения самого ученого и проследим за ходом его мысли Встретив на острове Мадагас* кар цветок Ангрекума полутора футового, который так наз­вали из-за длины т.н. шпорца - своеобразного отростка, на дне которого скапливается сладкая жидкость, Дарвин предположил, что этот нектар предназначается исключительно для насекомого-опылителя. Но в таком случае нужно было допустить мысль о том, что это ночное
' Хотя, если разобраться поняше здравый смысл" не имеет прямого оiношения к косности как тиковой, и дурная слава этого поня.ин как символа косности н даже пошлости инерции восприятия возникла от гого, что им, как надежным щитом, долги прикрывались .1Юди которые упорно Hf желали мыезить вообще
275

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .