насекомое (Ангрекум цветет ночью) должно иметь соответствующей длины хоботок. Если бы предположение ученого не было бы подтверждено 50 лет спустя - и притом в точности (по отношению ко всем 200 видам ангрекума, у каждого из которых были обнаружены бабочки-опылители, длины хоботков которых оказались в точности соразмерны длинам шпорцов орхидей, мысль Дарвина и сегодня фигурировала бы в качестве нелепой, смешной (читай: абсурдной) идеи великого натуралиста Но, поскольку полвека спустя идея эта оказалась верной, ее в таком виде можно уже назвать парадоксальной. В интонации, с которой произносится слово "парадокс", есть доля уважения, хотя и сохраняется некоторая доля настороженности: "да, идея эта, очевидно, верная, но нет ли в ней какого-то подвоха'7" И, хотя трудно подозревать такого натуралиста, как Дарвин, в отсутствии у него здравого смысла, утверждение ученого все еще кажется нам невероятным в силу того, что наше воображение находится в плену представления о том, что длинный хобо гок представляет собою большое неудобство (нос Буратино). Но как только мы представим себе возможность того, что хоботок этот может спиралевидно закручиваться, образуя небольшой комочек на голове прекрасной бабочки, нисколько не мешая ее передвижению, не останется и намека на парадокс. Точнее, парадокс можно будет увидеть в том, с какой легкостью т.н. абсурдное утверждение станет общепринятым, ясным и логичным, т.е. потеряет всю свою "абсурдность". Более того, в факге удивительного соответствия длин хоботков каждой из 200 видов бабочек длинам шпорцов соответствующих цветков можно будет увидеть "божественную мудрость Создателя", предназначившего "подобное подобному" и т.д.
Таким образом, можно сказать, что и здравая, разумная, точная мысль в момент своего возникновения может представляться инерции (а точнее, хаосу) нашего восприятия абсурдной, безумной, парадоксальной, и следовательно, прежде чем смеяться над новыми идеями, нужно суметь именно логически доказать их несостоятельность, а не ориентироваться на готовые стереотипы и представления о том, что может быть, и чего быть не может (потому что этого не может быть никогда1). Именно в этом ключе мне представляется целесообразным толкование известной фразы И.Бора: "Вопрос в том. достаточно ли безумна эта идея, чтобы бьпь верной?" Ведь
276
безумие в буквальном смысле слова вовсе не необходимое, п., тем более, не достаючное условие ценности научной мысли и, следовательно, полемически -заостряя свою позицию охрицания "здравого смысла", Бор мог иметь в виду нечто иное. А именно, противоречие между установившимися гщедаавлениями и "сбивающими" их новыми образами реальности. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, нам не нужно изобретать ничего нового - достаточно вспомнить, как трудно начинать игру с кубиком Рубика как ребенку, так и взрослому. Каждый шаг, каждое движение, которое отдаляет его от "безоблачного счастья" первоначально собранного кубика, вызывает у него страх "заблудиться" и желание поскорее вернуться в первоначальное комфортное состояние. Но такое возвращение сродни игре футболиста, когда он, не рискуя практически ничем, играет со своим же вратарем (запомним этот образ, чтобы вернуться к нему в связи с комплексом инцесту ознос1И, который З.Фрейд называл "сердцевиной невроза" при рассмотрении комического и медицинского аспектов). Ассоциацию же с т.н. безумной идеей я связываю с выбором игроком кульминационного (критического), решающею шага, ведущего к выходу из Лабиринта - шага, в котором мозг (или же т.н. "третий глаз") уже видит свет в конце туннеля, в то время как глаз как гаковой все еще находится в плену мрака и хаоса.
Впрочем, именно в рассуждении о "безумии" научных идей эвристический аспекг рассмотрения плавно переходит в аспект психологический, а рационально-логические элементы познания - в иррациональные (чувственные, змоционально-игровые, мистические) •элементы.
Губки для посуды скрытых возможностей использования губок для мытья посуды.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .