ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Поскольку психологический аспек! проблемы абсурда имеет непосредственное отношение к т.н. "пограничным состояниям психики", то прежде чем начать серьезное рассмотрение этой стороны проблемы абсурда, хочется обратить внимание читателя на любопытный факт: говоря об иррациональных, бессознательных сторонах мышления как таковото, мы каждый раз допускаем логическое противоречие. Ведь строго говоря, если мы способны понять то, что называется общим термином "бессознательное", то оно уже перестает быть бессознательным. Если же мы в принципе не способны осознать эти феномены психической жизни, то можно ли серьезно обсуждать их, не рискуя оказаться в смешном положении? Листая четыре объемистых тома материалов международного симпозиума,
277
проходившего в 70-х годах под знаком "БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" в Тбилиси, я в какой-то момент поймала себя на сгранном, возбуждающем смех ощущении Постепенно оно откристаллизовалось в звучание детского стишка
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу
К счастью для наших мудрецов, "таз" психоанализа оказался достаточно прочным, чтобы ла исгория не имела бы столь же печальный, сколь и быстрый конец, как это произошло с мудрецами, не вооруженными этой теорией И все же, пускаясь в одиночку в собственное плавание, хочегся оговорить, что, хотя я вполне сознательно пренебрегаю указанным противоречием, я О1даю себе полный отчет в том, что психические процессы, протекающие на грани между сознательным и бессознательным мышлением, доступны сегодня рациональному осмыстению только отчасш, да и то на основании весьма шатких гипотез
Часть этих, гипотез зиждется на признании идеи о существовании иной, невидимой реальности, которая наряду с физической реальностью имеет место в нашем сознании Если мы воспользуемся форму той "бытие определяет сознание1 в условиях подобного мышления, то как следствие мы получим два совершенно различных сознания, формируемых каждой из этих реальностей в соответствии со своим быгием А поскольку их столкновение вызывает серьезные проблемы у лиц, являющихся носителями таких конфликтов, то естественно также предположить, что характеристики этих миров, по всей вероятности, достаточно различны1, если не полярны в своих проявлениях, -представители этих гипотез обычно имеют в виду т и "зеркальные миры", "антимиры", "параллельные" миры с иными измерениями и т п
Состояние, ко1да поэт "находится на кончике нити таинственных законов , которые он ощущает идущими от него самого ко всем вещам и дающих этим вещам одну и ту же жизнь" может настолько датеко увести его сознание от необходимости жить и действовать "в мире сем", что если вернуть его на "грешную землю", к примеру поздоровавшись с ним на улице, он посмотрит на вас "с каким-го недоумением и будет похож на медузу, выброшенную на морской берег, которая погибнет, если постедутощая волна снова не подхватит его и не увлечет за собою (здесь имеется в
278
зиду волна таинственной энергии или, в просторечии, вдохновения - М М ) У него совершенно растерянный вид, когда он встречается с вами он не у себя, это вы у него " (М Мамардашвили, ''Лекции о Прусте", с 231)
Другая часть гипотез причину внутренних конфликтов находит в противоречии между проявлениями i н "животных" инстинктов с одной и "социальных" инстинктов -с другой стороны10
Так или иначе, можно сказать, что, независимо от конкретной "персонализешии" сил конфликта, мы имеем дело с неким противоречием предмета "в себе" с различными модусами илл моделями восприятия, мышления и, следовательно, поведения, которые при определенных условиях "бунтуют", не желая сосуществовав друг с другом
Именно это обстоятельство совмещения
противоборствующих устремлении внутри той изначальной цельности, которым является психофизическое единство человека, и создает "постепенно сужающуюся" площадку "пространства трагедии" (Р Барт), которая впоследствии с необыкновенной яркостью высвечинает i рань чежд> мирами

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .