ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

тихий, много! олосный аккорд. Постепенно он как бы "разбухает" изнутри, и, по мере нарастания звучности, обнаруживается и становится очевидной чудовищная сложность и многопластовость этого аккорда: в вертикальном срезе здесь 57 различных звуков, каждый из которых поручен отдельному инструменту. Продолжая наращивать звучность аккорда-кластера, композитор создает атмосферу невыносимого напряжения, обусловленного диссонантиостью и непрерывностью его звучания. Но вот происходит будто бы чудо: после небольшого, но таинственного "обмена мнениями' между валторной, английским рожком и гобоем, этот "грязный" кластер преображается в мерцающий свег До-мажорного трезвучия (все инструменты продолжают звучать, но в пределах ррр-рррр), затем возвращается в прежнее состояние и т.д. - до достижения некоей i армонизации и примирения действующих сил. Заложенная в таком звуковом решении идея о спасительном "чуть-чуть" в разрешении проблемы абсурда вообще может оказаться на каком-то из этапов важнейшей. Имея в виду, что музыкальные (а также поэтические, художественные, философские) произведения можно расценивать как своего рода указующие карты при движении в лабиринте самопознания, хочется заметиib, что часто их неточная расшифровка приводит к полной дезориентации на политико-идеологическом и социальном >ровнях мышления К примеру, если воспринять идею о спасении через искусство в буквальном, вульгаризированном виде, всюду насаждая имитационные его формы, и, тем самым, умножая хаос, ждать, когда же вся эта красота спасет тебя, это, разумеется, ни к чему хорошему не приведет. Точно так же если модель внутреннего преображения хаоса в гармонию, представленную в симфонии Тертеряна, воспринять как своего рода символ национальной идеологии и социальной психологии, призывающей народ к долготерпению в ожидании чуда преображения, можно впасть в демагогию религиозного толка, классическое доказательство от противного несостоятельности которой я нахожу в одной из сентенций М.Мамардашвили: "Решающий внутренний и психологический и социальный механизм русской культуры можно, я думаю, выразить несколькими словами' всегда завтра, всегда - вмее.е и все, да - в один сверкающий звездный час Л сегодня можно делать все. что угодно. Как выражался Достоевский: вымажемся,
282
выпачкаемся и потом каким-то неизвестным путем все - в один час и все вместе - станем красивыми, добрыми и свободными Каждый раз непонятно каким образом m соединения десяти пальцев получится справедливое и умное состояние. Каким образом из продолжения заблуждений в один прекрасный день получится истина? И каким образом из безнравственности, практикуемой на каждом шагу, получится какая-jо ослепительная и притом совместная нравственность? Если вы задумаетесь о почти магнетическом действии этого комплекса, то поймете, какое значение имеет внешне вполне безобидно выглядящий философский тезис: hie et nunc - здесь и сейчас" (М Мамардашвили. Лекции о FTpycie, M., 1995. с.34). Конечно, это смешно, и все же многие так думают (и не только в самой России).
Казалось бы, до смешного понятно и до абсурдного смешно, что в основе психологии великого народа, его мессианской веры в себя лежит подобное мироощущение, исключающее серьезный национальный интерес к каким бы то ни было теориям "малых дел", да и вообще, к идее постепенного /и поступенного/ роста за счет незаметной, по упорной и целенаправленной внутренней работы. Но, я думаю, этот вопрос не гак irpoci, как кажегся, хотя бы по тому, что идея об очищении враз, с одного богааырского жеста, Авгиевых конюшен нравс?венности, окааываегся, имеет не одну только смешную сторону и свойственна не одному тотько русскому народу По видимому, все это каким- то образом зацеплено за комплекс одаренности (т.н. комплекс вундеркинда), в особенности на первых, внешне наиболее впечатляющих стадиях его развития. Каким образом - мне пока неизвестно,.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .