ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Что же касается выдвинутого ранее гезиса о том, чю музыкальные произведения подобного рода являются как бы документами "внутренней войны", в которых достигается некая своя правда, истинное самоутверждение творческой воли, то интересно сопоставить это утверждение еще с одним признанием композитора: "После работы над этим произведением года два я вообще не мог писать никакой музыки, видимо, оно у меня забрало творческой энергии больше, чем какие-либо другие сочинения Я почувствовал истощение душевных сил и очень долго находился под сильным воздействием этой симфонии". И далее: "Мне кажется, Четвертая симфония способна пробудить дух человека, так сказать, "наполненного", именно его призвать к
283
caмопознанию А если ее слушать просто так, как бы со стороны, то многое остается непонятным. Она может быть или богатой и содержательной, на самом деле открывать очень далекие миры, состояния. ощущения во взаимодействии всех времен, или может ничего не сказать (...) Четвертая симфония, мне кажется, доступна лишь тому, кто погружен в самопознание, открыт тем самым для восприятия этой музыки. Кому это не дано, я помочь не могу." (Р.Тертерян. Авет Тертерян. Беседы, исследования, высказывания. Е.1989, с. 159-160.) Заметим также, что триада "созерцание - озарение - осмысление", завершенная у Бетховена в пределах одного концерта, растянулась у А.Тертеряна на три симфонии (Третью, Четвертую и Пятую), где рассматриваемая симфония играет роль как бы второй части сонатно-симфоничсского цикла (как по глубине погружения, так и по степени концентрации мышления).
С другой стороны, нельзя отрицать, что существуют произведения, также являющиеся шедеврами музыкального искусства, финал которых запечатлевает если не полное поражение объединяющей воли во внутренней войне, то уж во всяком случае свидетельствует о ее бессилии. Так, в финале соль-минорной Баллады Шопена или его же Сонагы Си-бемодь минор тональное завершение вовсе не скрывает отсутствия разумного решения конфликта, и удивление в данном случае вызывает сам факт возможности запечатления "гибельного пожара жизни" (А.Блок) на бумаге и, более того, исполнения всего этого на сцене. Такой абсурд с точки зрения здравого смысла ничем не уступает и длительной песенной агонии умирающего оперного персонажа. Но если агонизирующий поэт или музыкант, умирая, поют или записывают (чаще диктуя другим) совершенно дивные песни12, которые они при этом отказываются называть
12 В данном случае я имею в виду V Елеикл, который заметил жене заслушавшейся песнями, которые он пел на смертном одре, чю песни эти - не его (М Мамардашвили "Лекции о Прус ге" с 343) Естественно, т н "лебединые песни" - вовсе не редкость и, тем белее, не новость В связи с пим хочется напомнить также, что термин 'йгония" происходит от греческого а'уФ\ (мои), первоначально означающего "место, приводящее и собирающее людей, место собраний, храм, как место, где вчесге собраны изображения богов, место для борьбы при состязаниях (как для состязавшихся, так и для зрителей), игра, бой, борьба партий, всякая борьба в жизни, напряжение труд, vcMtie судебный процесс тяжба Отсюда a'yiDvmn^ - состязающийся в красноречии, на играх, на колесницах, в суде па сцене, то есть защитник актер, отсюда txytovioC, ? прозвище Зевга как покровителя состязании и последующее значение слова закрепившееся за ним в результате практики олимпийских игр как обозначения комплекса олимпийских игр-соревнований, включающие в себя как собственно
284
своими, эначит ли это, что их истинная воля подавлена? Т.е. означает ли отсутствие воли к жизни одно только подавление и умирание воли как таковой9 И что такое в таком случае воля к смерти?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .