Каждое душевное состояние и соответствующая установка восприятия - это своеобразный код общения, имеющий определенные ограничения, и снимая эти ограничения для общения с новым объектом, мы. по всей вероятности, временно выходим из процесса общения с первым, изменяя код, А поскольку проблема абсурда - это прежде всего проблема не столько слышания, сколько понимания услышанною (абсурд Вавилонского столпотворения - типичный пример общения "от глухого" без собственно глухих), то вопрос кода-ключа, создающего возможность сообщения как такового, остается исключительно важным. В приведенном примере я намеренно обострила вопрос об ограничении функций сознания в связи с установкой, чтобы показать, как серьезна может быть опасность произвольного включения гой или иной установки вне сознательного контроля и о сложности установления такого контроля (если, конечно, считать это возможным в принципе). Во всяком случае, как мне кажется, этот пример помог представить то соотношение, ту связь между ощущением несоизмеримости усилия и результата ("игра не стоит свеч"), вызывающей потерю "чувства реальности происходящего" с одной, и напряженной, как бы лихорадочной, лея1епьностью сознания человека в различных, в том числе и т.н. "пограничных" состояниях, диктуемых соответствующими условиями.
Преимущество [ермина "пограничный" в отношении к
286
состояниям сознания, не укладывающимся в бытовом сознании мне видится в том, что в отличие от синонимичных терминов "особый", измененный", "исключительный", термин "пограничный" точно выражает суть проблемы и довольно конструктивен в плане возможности "стыковки" психологического аспекта вопроса с общефилософским, а, значит, и с другими "пограничными" дисциплинами. Кстати, если экстраполировать рассмотренную в нашем примере ситуацию на проблему взаимодействия идей в смежных науках или в смежных областях одной науки (часто в близких областях науки конфликт между разными подходами - а это тоже своего рода установки - бывает выражен ярче), можно заметить обилие особых, исключительных, из ряда вон выходящих фактов и ситуаций, многие из которых не укладываются даже в самые расширенные представления, не говоря уже об элементарной логике здравого смысла...
Кроме эвро-психолошческою13 аспекта существует и взаимосвязанный с ним социально-психологический, к рассмотрению которого я предлагаю следующий пример.
Представьте себе, будто вы играете в симфоническом оркестре, о котором вы слышали и мечтали с детства. Но с тех пор, как вы попали в него, вас не покидает ощущение, что эта игра - своеобразное безумие: никто никого не слышит, и кажется, будто юлько вы имеете слух. Сколько вы ни пытаетесь попасть в тон и в такт, как вы ни стараетесь играть чисто свою партию, вы постоянно оказываетесь не в состоянии даже понять, удается ли вам это из-за дикой фальши, перекрывающей все ваши усилия. И пока вы, мучаясь от неопределенности, стараетесь сохранить какую-то канлю уважения к делу своей жизни, самодовольно и сплеча явно фальшивящий коллега начинает делать вам замечания. Когда уже совершенно сбитый с юлку, вы останавливаетесь, чтобы понять, что же происходит, весь оркестр во главе с дирижером начинает кричать, что вы мешаете другим работать... "Этого не может быть" - говорите вы себе, но.
11 К эвро-псичол.огическочу аспект; непосредственное отношение имеет все, что касается псилопогии творчества вообще, в том числе и то, которое относится к об'-*01"-1 тн 'эвроп..тологии творчества" Поскольку рассмотрение этой, с моей точки зр*»и-', своеобразной псевдо-науки требует ocoooio внимания и более детального разбора ее основоположений, я оставляю это дело до более удобного случая Здесь же хочется просто обратить внимание на сочетание таких понята как "эвристика", "творчество и "патология" сточки зрения парадоксального {а может, и абсурдного) мышления, вы-ражен;юго на грани ^feлcny искусе!йоведческим и медицинским подходами
287
предложение от nauet.ru
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .