ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Со временем появились данные, доказывающие неоднородность полюса нолезависимости. Так, при изучении надежности группового iecia "Включсные фигуры" было показано, что существуют испытуемые, которые при повюрном проведении теста из группы ПЗ переходят в группу ПНЗ. Данное явление получило название '"латентной поленезависимости" (Kepner, Ncimark, 1984). Таким образом, при однократном испытании часть испытуемых может быть неправильно определена как ПЗ и, следовательно, при исследовании связей этого когнитивного с шля с другими
33
типами поведения данное обстояьельство может привести] искажению наблюдаемых корреляций. За досгагочи тривиальным фактом подверженности результатов тест "Включенные фигуры" влиянию обучения с ют, таки образом, отнюдь не тривиальное явление "расщепления полюса полезависимосги на "фиксированных ПЗ" "мобильных ПЗ" (или "латентных ПШ;:).
В последнее время появились исследован» демонстрирующие мобильность полюсов данног когнитивного с гния на основе сочеткия градационно. показателя полузависимое ш - поленезависимости некоторыми дополнительными показателями' показателе "ментальной энергии" (Niaz, 1987), либо похазатак "менгальной гибкости" (Cunningham, Ridley, Campbell, 1985 Так, в исследовании М.Ниаз наряду с групповым тесте "Включенные фигуры" использовался тест "Пересекающие фигуры", разработанный Дж.Паскуалсм-Леоном с цель выявления индивидуальных различий а уровне "ментальш аттенци'ональной энергии" Суть этого теста заключается следующем. Испытуемому в верхней части лиг предъявляются отдельно друг от Друга простые геометрич-зда фигуры, в нижней - те же самые фигуры, но наложенные од на другую так, что у них имелась одна общая секци испытуемый должен был найти и указать область взаимно» наложения простых фигур. По сочетанию высоких и нищ показателей этих двух тестов удалось выделить четыре jpynr испытуемых:
Оказалось, что фиксированные ПНЗ были наибо успешны в аналитической интеллектуальной деятельно» (матрицы Равена), тогда как мобильные (и ПНЗ, и ПЗ) име более высокие показатели учебной успешности по биолог, математике и химии (Niaz, 1987).
В исследовании Д.Каннингхейм, С.Ридли и А.Кзмибе.. показатель группового теста '"Включенные фшур соотносился с показателями метальной ригидности - гибкое
34
по тесту ригидности Брескина (испытуемый получал 15 нар визуальных абстрактных символов, каждая из коюрых включала фигуру с "хорошей формой" и дисгармоничную фигуру, с указанием выбрать более ггравящуюся; предполагалось, что ригидные испытуемые предпочитают хорошую форму). По сочетанию этих двух показателей были выделены четыре группы испытуемых1
Выяснилось, что в условиях интерпретации содержания пословиц наибольшую успешность показали мобильные ПНЗ испытуемые (Cunningham, Ridley, Campbell, 1988).
Таким образом, каждый из полюсов когнитивною стиля ПЗ-ПНЗ фактически '^расщепляется" на два субполюса.
Иными словами, стилевое измерение полеэависимоетъ -поленезависимость маскирует четыре субгруппы испытуемых, существенно различающихся по своим психическим
возможностям.
Имггуяьсивность - рефлективность
Как известно, Дж.Каган идентифицировал данный когнитивный стиль по параметру "когнитивный темп". Однако в его тесте "Сравнение похожих рисунков" наряду с показателем "скорость первого ответа" учитывался еще один
II
35

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .