ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

В-третьих, целесообразно учитывать характеристики обьемов выделенных групп. По мнению В.Дунчева и И.Шлея, использованный ими показатель "коэффициент вариации объемов групп" является мерой гибкости в использовании полюсов обобщенности и специфичности в стратегии ка1егоризации (то есть мерой мобильности данного когнитивного стиля) По их данным, степень вариации объемов
37
групп по-разному связана с количественными и качественны характеристиками креативности: в тестах па дивергента, продуктивность испытуемые с высоким коэффициент! вариации предлагают много ответов, тогда как с низким - дщ наиболее оригинальные (необычные) ответы (Дунчев, Пал 1986). Разброс в объемах групп может быть описан также помощью показа геля разности между количеством объекта! максимальной и минимальной по объему группах, деленной общее количество выделенных групп (Холодная, 1992). Мож предположить, что чрезмерно высокая величина это показателя будет свидетельствовать уже не о мобильное стилевых стратегий испытуемого, а о преобладав глобального, хаотического способа соршровки.
Таким образом, оба полюса данного когнитивного съ "расщепляются" . Узкий диапазон эквивален гаости маскир; "детализаторов" (испытуемых с тенденцией обрати внимание на единичные - ситуативные или субъектш значимые - признаки объектов) и "дифференциаторе (испытуемых, склонных использовать мелкомасипабные и в же время строгие категориальные критерии при отсутсп единичных групп). В свою очередь, широкий диапщ эквивалентности скрывает, "jcaxei оризаторов" (испытуем! использующих строгие высокообобщенные кригер сортировки в сочетании с низкой вариативностью объем выделенных групп) и '"глобалистов" (испытуемых, склон» выделять группы на основе формальных либо несущественк признаков в сочетании с высокой вариативностью объеи выделенных групп).
детализаторы
УДЭ дифференциаторы
глобалисты
шдэ
категоризаторы
Как можно заметить, "детализаторы" и "глобалисть несмотря на свою расположенноеJb на противоположи полюсах стилевой оси, - это близкие когнитивные тип поскольку испытуемые и той, и другой субгруппы выполни горизонтальные классификации. В то же вре "категоризаторы" и "дифференциаторы", различаясь количеству выделенных групп, тем не менее сходны меж собой относительно механизма своих кдассификаш
поскольку последние имеют вертикальный xapaKiep и основаны на развернутых разноуровневых родо-видовых преобразо ваниях.
Возникает законный вопрос, где же здесь собственно "стиль"'' Не исключено, чю, как о "сшле" можно говорить юяько применительно к двум последним типам испытуемых, поскольку их индивидуальные различия проявляются на фоне достаточно сформированных психических механизмов, а именно: механизмов понятийного мышления, которые находят свое выражение в уровне кагеюриальною контроля Напротив, проявления "глобализма" и "детализации" - это скорее проявление когнитивной незрелости (и тогда весьма спорной представляется их трактовка как стилевых особенностей).
Факт "расщепления" полюсов данного когнитивного стиля, как можно думать, и обусловливает противоречивый характер корреляционных связей традиционного показателя "количество групп" с продуктивными аспектами интеллектуальной деятельности. Все зависит or баланса иредставленности в конкретной выборке испытуемых указанных 4-х субгрупп. Так, если в выборке преобладают "дифференпиаторы" (в качестве испытуемых выступают студенты старших курсов университета), то знак связи показателей количества групп и интеллектуальной продуктивное 1И будет положительным. Если же в выборке оказывается больше "дстализаторов" (и качестве испы.усмых выступают школьники), то л.ак той же связи будет отрица1сльным
Широта ка jei ории

luboznaiki.ru

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .