Сагратян А. Влагая в душу образ слова................................255
Арутюнян Н. Абсурд с "точки зрения" музыканта............... 266
Глава 1. Интеллект и креативность
В.Н.Дружинин
Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений
Постановка проблемы
Главный вопрос, который будет обсуждаться: какова зависимость продуктивности деятельности индивида от уровня и структуры его интеллекта?
Прежде всего следует определить, о каких сферах деятельности пойдет речь, и что подразумевается под термином "интеллект1'.
Г.Айзенк в своей известной статье (Айзенк Г.Ю,. 1995) разграничил понятия "биологический интеллект", "психометрический интеллект" и "социальный интеллект". Здесь будем говорить о психометрическом интеллекте, то есть о свойстве, измеряемом с помощью некоторой системы тестовых заданий. Психометрический интеллект зависит от культуральных влияний, воспитания в семье, образования и социоэкономического статуса, но в большей мере детерминирован генетически.
Можно критиковать психометрические концепции общего интеллекта и структуры интеллекта, можно выдвигать критические аргументы по поводу тестов интеллекта к их применимости на практике, но плохая концепция может быть заменена только лучшей, а невалидный измерительный инструмент - более валидным. Вставать на путь агностицизма и отказываться от основных предпосылок измерительной психологии (для меня это синоним научной психологии) значит пассовать перед
трудностями, возникающими на пути развития науки.
Структура психометрического интеллекта, согласно результатам конфирматорного и эксплораторного факторных анализов, примененных к данным многочисленных корреляционных исследований Р.Кэттеллом, включает в себя несколько иерархический уровней; на вершине - генеральный фактора (G), второй этаж занимает С-f - флюидный интеллект, по Р.Кэттеллу, (наиболее явно репрезентирует G). кристаллизованный интеллект (Gc) и фактор визуализации (Gv) (Cattell R.B., 1965). Кристаллизованный интеллект представляет собой прижизненно приобретенную в ходе индивидуальной деятельности систему интеллектуальных навыков. Существует масса иных моделей. Наиболее популярна структура, предложенная К.Спирменом ( Spearman С, 1927) и подтвержденная массой исследований: 1) общий интеллект; 2) факторы числовой, пространственный, вербальный. Особо выделяется креативность (Сг), вербальная и невербальная, как способность порождать множество оригинальных продуктов (гипотез, высказываний и пр.). Индивидуальная креативность в отличие от общего интеллекта менее генетические детерминирована, а более зависит от опыта взаимодействия индивида с социальной микросредой.
Во многих работах ведется речь об отдельном факторе обучаемости, но в факторых исследованиях он не выделен. Общий интеллект связан с успешностью человека в различных сферах деятельности (Neisser U., 1996),
Среди сфер человеческой деятельности в статье будут рассмотрены учебная, профессиональная деятельности и творчество. Творчество, строго говоря, рядоположенно деятельности и его нельзя считать деятельностью в точном значении этого термина (Дружинин В.Н., 1995), но, чтобы не умножать теоретические споры, в статье будем считать, что между этими понятиями существует родо-видовое отношение.
Соответственно, предположим, что общий интеллект (иля же флюидный интеллект) лежит в основе креативности, кристаллизованного интеллекта и, возможно, обучаемости.
Эти три общие способности соотносятся с успешностью трудовой деятельности, обучения и творчества.
Что касается пространственного, семантического (вербального) и числового факторов, то они присутствуют в составе креативности, интеллекта и, вероятно, обучаемости. Причем существуют положительные корреляции между
вербальным интеллектом и креативностью,
пространственным интеллектом и невербальной
(изобразительной) креативностью и т.д., но это предмет отдельного обсуждения.
Бачата и сальса спб labocadance.ru/destinations/karibskie-tantsy/salsa/.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .