ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Полюса данного когнитивного стиля, по-видимому, также демонстрируют эффект "расщепления". Так, на полюсе узкой категоризации могут быть представлены испытуемые с тенденцией к чрезмерной изоляции своих впечатлений ("спецификаторы") и испытуемые с жесткими схемами идентификации конкретною объекта, как примера соответствующей кашория ("узкие категоризагоры"). Соответственно, полюс широкой категоризации может быть представлен испьпуемыми с мягкими схемами идентификации, которые позволяют осуществить ошесение к категории на основе неполного набора признаков или меньшей степени их выраженности у идентифицируемого объекк» ("широкие категоризагоры"), и испытуемые, которые подводят объект
39
под категорию без анализа его признаков и соответствующей кате! ории ("нейтрализаторы")
признаков
Жесткий - гибкий познавательный контроль
Ранее уже отмечалось, что выраженность эффекта интерференции в гесте Струпа, с помощью которого диагностируегся данный когнитивный стиль, может быть объяснена мерой интегрированное™ в структуре индивидуального опыта двух типов кодов знаково-словесного и сенсорно-перцептивного. Следовательно, у некоюрых испытуемых замедленное выполнение карты ' цветные слова" будет обусловливаться не жесткостью (ригидностыо| познава1ельного контроля, а интегриропанностью двух разных модальностей опыта (Холодная, 1996)
Об интегрированное™ знаково-ишвесной и сенсорно перцептивной форм оныга сеидеlejibcieyei дополнительный показатель теста Струпа, а именно, соотношение времени выполнения карш "цвет" и карты "слова" (Т2/Т1). Его можно рассмагрива1ь в качестве индикатора способности к словесно-образному переводу чем он меньше, тем, следовательно, более скоординированы (интегрированы) эти основные "языки: переработки информации.
Таким образом, "расщепление" полюсов данного когнитивного сшля можно зафиксировать при условии разведения двух аспектов интеллектуального поведения при выполнении теста Струпа меры интерференции (разности времени выполнения карты "цветные слова" и карты "цве." в виде ТЗ - Т2) и меры интеграции знаково-словесного и сенсорно-перцептивного опыта (соотношения времени выполнения карты "цвет" и карты "слова" в виде T2/TI) Соответственно, на полюсе жес1кости могут быть представлены испытуемые, с трудом преодолевающие когнитивный конфликт на фоне низкой интеграции двух базовых форм опыта ("собственно ригидные") и испытуемые которые более замедленно называют цвет слова в сил) необходимости специальных ментальных усилий для "разделения"' своих вербальных и сенсорных реакций ("нитрированные"). Полюс гибкости, в свою очередь, маскирует испытуемых, которые достаточно быстро называют
40

цвет слова, поскольку они оказываются фактически нечувствшельными к когнитивному конфликту в силу кеинтегрированности знаково-словесной и сенсорно-перцептивной форм опыга ("неингегрированные"), и испытуемых, коюрые быстро справляются с когнитивным конфликтом на фоне интегрированное!и их опьна за csei активной рабо!Ы механизма непроизвольного контроля внимания ("собственно гибкие").
Подобного рода "расщепление" полюсов данного когнитивного стиля позволяет объясниib ciранные, на первый взгляд, результат, свидетельствующие о наличии положи 1ельной корреляционной связи показателя выраженной и интерференции с успешностью выполнения .еста Равена (Холодная, 1992) Эта корреляция, видимо, появляется ча счет "интегрированных" испытуемых, которые характеризуются достаточно высоким уровнем
ишеллектуапьной зрелости, в частности, в виде показателей скоординированное™ энаково-счовесной и сенсорно-перцептивной форм опыта и сформированное! и способности к непроизвольному контролю своего ишеллектуальжя о поведения
Когнитивная простота - сложность

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .