ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Во мно1их исследованиях отмечалось, что психологический портрет когнитивно сложных и когнитивно простых лиц, если они разводятся на основе традиционной формы операционали-згщии данного когнитивного стиля (в виче количес'ва факторов, выделившихся при обрабогке яндивитуальной матрицы конструктов), очень противоречив Невозможность установления каких-либо однозначных корреляционных свя*ей показателя "количество факторов" как меры днфференцированности индивидуальных консфуктов с другими психологическими переменными, возможно, объясняется изначальной неоднородност ью полюсов данною

Так, за одним и тем же показашлем когнитивной
41

простоты могут стоять два совершенно раэных тм испытуемых С одной стороны, это лица, в опыте котор. преде.авлена иерархия разнообобшенныл катеюрии, в рамк которой они легко устанавливают связи между час.ньи конструктами на основе их обобщения Называть тп испытуемых когнитивно простыми неправомерно, поскольку основе их ментальных репрезентаций лежиг достагоч; сложнооргатповаиная категориальная система (назовем . условно "обобщающими") С другой стороны, на этом , полюсе могут находился лица с 1лобальной форт организации категориальною опьна, в котором "и.ипаютс различные оценки, впечатления, понятия (собствен "ко1нитивно простые", или "недифференцированные").
Что касается полюса когнитивной сюжности. то на в также могут быть представлены как испытуемые, имеют множество разнокачественных субъективных шмерепий разнообразными и вариативными связями между ни. (собственно "ко1нишвно сложные", или "чноюмерные"),! и испытуемые со столь же большим числом субъектиш измерений, которые, однако, между собой слабо либо пооб. никак не связаны ("компаршентализаюры").

Одним из доказательспз "расщепления" полюсов cm когнитивная простота - сложность являются рсчульта! исследования А.Кочаряна В своей работе он наряд} традиционным показателем когнитивной сложное (количеством факторов, выделившихся после факторизаа матрицы индивидуальных конструктов) исполыо» показатель "предметной эффективности", характеризуют степень связности элементов опыта (в виде суммы оцет способное!и оперировать рашообобщенными признака понятий в процессе раскрытия их содержания, а таю способности использоватъ разнообразные сграгеп
42
ссмантизации при описании неопределенных геометрических фигур). На основе перекрестной классификации, в зависимости 01 нахождения каждого испыгуемо1 о выше либо ниже медианы показателя "'мера дифференцированное™ конструктов" и показа геля "предметная эффективность", были выделены четыре группы испытуемых Дальнейший анализ состоял в выявлении различия поведения испытуемых этих четырех ipytm в трех модельных "трудных" экспериментальных ситуациях неудача в совместном решении задачи (в триаде), критика манеры поведения испытуемого в зависимости от особенностей его реагирования на результаты психологического обследования, ожидание удара злектрическим током (Кочарян, 1986).
Выяснилось, что все четыре 1руппы различаются по своим психологическим характеристикам, причем наиболее •значимые отличия приходятся на группу испытуемых с высокими показателями диффсрендированности консгрукгов и низкими показателями предметной эффективности, или "компартментализаторов" в терминах предлагаемо! о подхода {заметим, что именно эти испьпуемые в максимальной мере обнаружим признаки психологическою неблагополучия). В частности, один из выводов данного исследования был сформулирован следующим образом: "Оба полюса параметра оказались функционально неоднородными. Так, например, когнитивная сложность в сочетании с предметной неэффективностью связана с механизмом манипуляции, амбивалентностью совладающих стратегий,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .