стрессоуязвимостью, коммуникативной и личностной тревогой, склонностью к затцитному поведению. , Когнитивная же сложность в сочетании с предмет ной эффективностью связана с реалистической толерантностью, эффективным функционированием механизма совладания, компенсацией, низкой личностной тревогой, устойчивостью "Я-образа" (там же, с. 101).
Что касается ряда других традиционно выделяемых котнитивных стилей, таких как толерантность к
нереалистическому опыту, узость - широта сканирования, конкретность - абстрактность, то говорить о расщеплении их полюсов вряд ли имеет смысл, так как, на мой взгляд, лги стилевые характеристики являются, по определению, униполярными психологическими измерениями.
Итак, есть основания утверждать, что когнитивный стиль - это не биполярное, а квадрополярное образование, которое
43
должно описываться на основе обращения к четырем субполюсам. Соответственно, по результатам стилевого исследования можно говорить о существовании четырех груш испытуемых с разным типом когнитивной организации. Е сжаюм виде подыюжигм сказанное применительно к основным когнитивным стилям.
Полезависимость - поленезависимость (методика "Включенные фигуры" Дж.Уиткина) Основной показатель время обнаружения простой фигуры в сложной Дополнительные показатели: для полюса полезависимости • показатель повторного тестирования; для полюса поленезависимости - показатели "уровня ментальной энергии" и "метальной гибкости". Полтос полезависимости фиксированные полезависимые и мобильные полезависимые (или латентные поленезависимые). Полюс гюленсзависимости фиксированные поленезависимые (или ригидные
поленезависимые) и мобильные попенезависимые (или гибкие поленезависимые).
Импульсивность-рефлективность (методика "Сравнение похожих рисунков" Дж.Кагана). Основной показатель; когнитивный 1еми. Дополнительный показатель: количество ошибок. Полюс импульсивности: быстрые/неточные (импульсивные) и быстрые/точные испытуемые. Полюс рефлективности: медленные/точные (рефлективные) и медленныс/неточные испъгту емые
Узкий - широкий диапазон эквивалентности (методика "Свободная сортировка объекюв" Р.Гарднера) Основной показатель; количество групп. Дополнительные показатели: критерии группировки; количество групп, состоящих ш одного объекта; разница в объемах самой большой и самой маленькой групп. Полюс узости диапазона эквивалентности: дегализаторы и дифференциаторы Полюс широты диапазона эквивалентности: категоризаторы и глобалисты,
Широта категории (методика "Средние суждения" Т.Петгагрю). Основной показатель: диапазон категоризации. Дополнительный показатель: способность осуществлять операции с родо-видовыми признаками. Полюс узости категории: спецификаторы и узкие категоризаторы. Полюс широты категории: нейтрализаторы и широкие категор изаторы.
Жесткий - гибкий познавательный контроль (методика "Словесно-цветовая интерференция1' Г Струпа). Основной показатель: разность времени выполнения карт "
44
слова" и "цвет". Дополнительный показатель: соотношение времени выполнения карг "цвет" и "слова". Полюс жесткого контроля: ригидные и интегрированные. Полюс гибкого контроля: гибкие и неинтегрированпые
Когнитивная простота - сложность (методика "Репертуарный тест" Дж.Келли), Основной показатель: количество независимых субьективных измерений. Дополнительные показатели: мера взаимосвязанности консгрук.ов и мера их иерархической интеграции. Полюс когнитивной простоты: недифференцированные (когнитивно простые) и обобщающие, Полюс когнитивной сложности: многомерные (когншивно сложные) и компаршентализаторы.
Если имеет место феномен "расщепления" полюсов когнитивных стилей, то какие выводы можно из -этого сдела!ь? Первый вывод имеет методическое значение, второй -теоретическое.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .