Рассмотрим какие возможности открывают ситуаш группового взаимодействия для проведения собстввнв психологических исследований.
1. Для психологического исследования оказываете крайне важным тот факт, что в ситуациях групповог взаимодействия воспроизводится некая значима экономическая или производственная ситуация или фрагмен деятельности человека при сохранении основньи существенных компонентов ситуации или деятельносп Такого рода ситуации воспроизводят взятые г действительности ситуации, что позволяв исследовлг человека в условиях, максимально приближенных жизненным.
2. Б условиях специально организованного групповог взаимодействия участники этого взаимодействия личности включаются в происходящее, зачастую события групповоп взаимодействия становятся для них даже более личности значимыми, чем повседневная профессиональна деятельность,
3. Деловые шры представляют собой искуесхвенн!. ситуации со специально разработанными правилами, которых играющего ставят в неожиданные положена! побуждают к решению конфликтов, проблем и т.. Следствием условности шровых ситуаций являет, ненаказуемость (отсутствие санкций и последствий ) за те ил иные "игровые" действия участников тренинга со сторош социальных институтов. Психологическим следствие данных особенностей игры является то, что она позволя. снять или уменьшить сознательный контроль личности з своим поведением (Айламазьян A.M., Лебедева М М., 1983).
В нашем исследовании мы попытались сопоставит данные полученные в ходе проведения различных виде группового взаимодействия: социально-психологически трениинг, деловая игра и групповое взаимодействие в ход выполнения ситуационного теста в рамках проведем ассесмента. Виды группового взаимодействия, используемы.
в нашем исследовании отличаются друг от друга по степени социального давления на участников и
регламентированности их деятельности в групповом взаимодействии1 в тренинге общения социальное давление на участников и регламешация их деятельности минимальны (опробование новых видов поведения в безопасном окружении), в деловой игре деятельность определенным образом регламентируется (ограничения по времени, вводится элемент соревновательности и тп) при этом увеличивается степень социального давления ( в ходе деловой игры должна быть решена конкретная задача, значимая не только для участников игры, но и ее организаторов); в си1>ации ассесмента (оценка деловых качес.в) деятельность участников жестко регламентируется и степень социального давления на них максимальна (от успешноеш решения предлагаемых в ходе процедуры задач в присутствии эксперюв-оценщиков во многом зависит будущая карьера оцениваемых) (Ефимов В.М , Комаров В Ф , 1980)
Сама ситуация эксперимента значимо влияет на его результаты. Считае1ся, что основными мотивами испытуемого в эксперименте являются стремление к социальному одобрению, стремление к позитивной самопрезентапии и стремление вести себя эмоционально стабильно (Дружинин В.Н,1997) Мотивация позшивной самопрезентации и социальной желательности оказывается наиболее сильной в ситуации ассесмента, в меньшей степени л а мотивация проявляется в сшуации деловой игры. В ситуации тренинга она минимальна
Можно сказать, что от участников различных видов группового взаимодействия для успешной адаптации в различных ситуациях требуется актуализация и проявление соответствующих требованиям ситуации личностных черт
Однако отчего зависит проявление тех или иных черт у данного конкретного человека остается невыясненным
Проведение диагностики личностных особенностей с помощью опросников основано на анализе представлений человека о самом себе и о своем поведении. Естественно проблема соответствия представлений человека о себе и его реального поведения осшется открытой
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .