В большей степени эта проблема усугубляется при проведении прикладных психологических исследований и в практической работе психолога, особенно тогда, когда необходимо делахь какие-либо выводы об особенностях
51
поведения человека в условиях профессиональной деятельности, где личностные проблемы сильно искажены влиянием профессиональной среды, требованиями конкретной ситуации.
Мы предположили, что уровень развития интеллекта непосредственно предопределяет проявление определенных личностных особенностей в различных ситуациях 1руппового взаимодействия. Нам представляется, что интедлек. предопределяет понимание человеком необходимости определенным образом модифицировать свое поведение в той или иной ситуации, чтобы в большей степени ett соответсвовать и вести себя в ней адекватно. Исходя из этой посылки мы предполагаем, что фиксация некоторых особенностей поведения в ходе группового взаимодействия как проявления определенных личностных черт будет нести в себе и информацию не только о них самих, но и об ил изменении в соответствии с требованиями ситуации. При этом степень расхождения, согласно нашей гипотезе, должна соответствовать уровню развития интеллекта я свидетельствовать об адаптационных возможностях человека. Другими словами, мы попытались найти взимосвязь между уровнем развития интеллекта и проявлением личностных особенностей в различных сигуациях группового взаимодействия.
Для диагностики общих интеллектуальных способностей испытуемых, участвующих в деловой игре, ассесменте щенинге общения использовался тест структуры интеллекта Р.Амтхау>ра и "Краткий ориентирововчный тес. (КОТ)".
Диагностика личностных особенностей участников исследования проводилась с использованием личностных опросников 16 PF, MBT1.
Дополнительно проводилась экспертная оценка личностных особенностей участников группового взаимодействия по шкалам, соответствующим шкалам опросников 16PF и MBTI Оценка проводилась тремя экспертами - оценщиками, присутствующими
непосредственно при проведении груповых процедур или по видеоматериалам, отснятым в ходе их; проведения.
Более подробно процедуры группового взаимодействия и сбора диагностической информации выглядят следующим образом1
Треннинг общения.
В .ренинге общения принимали участие 26 человек, ученики продавцов учебного центра крупного торгового дома Испы.уемые были разбиты па две группы по 13 человек в каждой Тренинг проводился с каждой из групп в течение 5 лига по 4 часа ежедневно
В качестве теоретических основ лого вида тренинга была выбрана теория научения А Бандуры (Бандура А .Уолтере Р , 1984), адаптированная к задачам социально-психологического треннинга М.Форвергом (Форверг М., АльбергТ,1984).
В качестве основной задачи поведенческого тренинга этих гр>пп мы рассматривали развитие навыков сачопрс.ш1ации, эффективного взаимодействия с клиентами, ведения пера оворов
Целью этого тренинга являлось развитие профессиональных навыков общения ею участников Предполагается, что в ходе обучения происходит заменл нечффемивных способов общения на более эффективные. Усвоение новых способов общения происходит на трех уровнях когнитивном, оценочном, поведенческом (Форверг М,Альбф1Т.,1984)
Диагностика личностных особенности и интеллекта испытуемых проводилось при помощи опросников 16PF, МВТ1 и "Краткого ориентировочного теста (КОТ) в конце первого дня проведения тренинга.
Экспертная оценка проводилась после второго дня треннинга
Деловая игра.
В деловой игре принимали участие !5 человек, менджеры высшего и среднего звена коммерческой фирмы Деловая игра проводилась в течение 2 дней, но 8 часов ежедневно
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .