ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

В большей степени эта проблема усугубляется при проведении прикладных психологических исследований и в практической работе психолога, особенно тогда, когда необходимо делахь какие-либо выводы об особенностях
51
поведения человека в условиях профессиональной деятельности, где личностные проблемы сильно искажены влиянием профессиональной среды, требованиями конкретной ситуации.
Мы предположили, что уровень развития интеллекта непосредственно предопределяет проявление определенных личностных особенностей в различных ситуациях 1руппового взаимодействия. Нам представляется, что интедлек. предопределяет понимание человеком необходимости определенным образом модифицировать свое поведение в той или иной ситуации, чтобы в большей степени ett соответсвовать и вести себя в ней адекватно. Исходя из этой посылки мы предполагаем, что фиксация некоторых особенностей поведения в ходе группового взаимодействия как проявления определенных личностных черт будет нести в себе и информацию не только о них самих, но и об ил изменении в соответствии с требованиями ситуации. При этом степень расхождения, согласно нашей гипотезе, должна соответствовать уровню развития интеллекта я свидетельствовать об адаптационных возможностях человека. Другими словами, мы попытались найти взимосвязь между уровнем развития интеллекта и проявлением личностных особенностей в различных сигуациях группового взаимодействия.
Для диагностики общих интеллектуальных способностей испытуемых, участвующих в деловой игре, ассесменте щенинге общения использовался тест структуры интеллекта Р.Амтхау>ра и "Краткий ориентирововчный тес. (КОТ)".
Диагностика личностных особенностей участников исследования проводилась с использованием личностных опросников 16 PF, MBT1.
Дополнительно проводилась экспертная оценка личностных особенностей участников группового взаимодействия по шкалам, соответствующим шкалам опросников 16PF и MBTI Оценка проводилась тремя экспертами - оценщиками, присутствующими
непосредственно при проведении груповых процедур или по видеоматериалам, отснятым в ходе их; проведения.
Более подробно процедуры группового взаимодействия и сбора диагностической информации выглядят следующим образом1

Треннинг общения.
В .ренинге общения принимали участие 26 человек, ученики продавцов учебного центра крупного торгового дома Испы.уемые были разбиты па две группы по 13 человек в каждой Тренинг проводился с каждой из групп в течение 5 лига по 4 часа ежедневно
В качестве теоретических основ лого вида тренинга была выбрана теория научения А Бандуры (Бандура А .Уолтере Р , 1984), адаптированная к задачам социально-психологического треннинга М.Форвергом (Форверг М., АльбергТ,1984).
В качестве основной задачи поведенческого тренинга этих гр>пп мы рассматривали развитие навыков сачопрс.ш1ации, эффективного взаимодействия с клиентами, ведения пера оворов
Целью этого тренинга являлось развитие профессиональных навыков общения ею участников Предполагается, что в ходе обучения происходит заменл нечффемивных способов общения на более эффективные. Усвоение новых способов общения происходит на трех уровнях когнитивном, оценочном, поведенческом (Форверг М,Альбф1Т.,1984)
Диагностика личностных особенности и интеллекта испытуемых проводилось при помощи опросников 16PF, МВТ1 и "Краткого ориентировочного теста (КОТ) в конце первого дня проведения тренинга.
Экспертная оценка проводилась после второго дня треннинга
Деловая игра.
В деловой игре принимали участие !5 человек, менджеры высшего и среднего звена коммерческой фирмы Деловая игра проводилась в течение 2 дней, но 8 часов ежедневно

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .