ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

В ряде стаi ей Гилфорд рассматривает отношение интяпекта и креативности. Он полагал , что интеллект гтрсденяег успешность понимания и уяснения новою млериала, а дивергентное мышление детерминируех июрчеиие достижения. Кроме того, успешноегь творческой активное!и предопределена объемом знаний (зависящим в свою очередь от интеллекта). Гилфорд выскавает предположение, чю IQ будед предопределять "верхний предел" успешности решения задач на дивер!ен1ное мышченис Тесты креативности Гилфорда выли связаны с мигрированием семан1ическим кодом (словесной информацией) Он считал, чю ограничивающая роль интеллекта для них будет выше, чем для невербальных тестов Исследования показали , чю корреляции между готами интешекта дивергентного мышления выше для семантических тестов, чем для пространственных и
(.имволических
Однако результаты исследований К Ямамото, а также Д Хард1ривса и И. Бол гона позволяют ввести гипотезу "нижнею порога": общий интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ , при IQ выше некоторого " порога" творческие достижения от интеллекта не зависят Торренс Е.П, обобщив результаты собственных исследований , пришел к выводу, что связь между уровнем ишеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил модель инт еллектуального порога: до >ровня коэффициента интеллекта =120 креативность и интеллект образуют единый фактор ; выше этого порога факторы
61
креативности и интеллекта проявляются как независимые 1 других исследованиях, в частности Н Когана и М Воллаха и пр. факюры креативности и интеллекта оказалвд независимыми при всех значениях интеллекта ( Дружинщ В Н, 1995).
Традиционно отношения между интеллектом р креативностью исследовались путем сопоставтгснщ независимых замеров уровня интеллекта и креативности одних и iex. же испытуемых В нашем исследовании мк применили другуто стратегию Нам представляете! перспективным выяснения отношений между угич. свойствами при позиционной смене задании лшелирующи. то к интеллекту, то к креативности испытуемых Анали. имеющейся литературы, позволил нам предположить, та взаимоотношения между интеллектом и креативностью при позиционном чередовании серий задач, может нош. рецилрокныи характер предварительное выпочневд заданий на интеллект понижает уровень креативности измеренный обычным путем, и, соответственно предварительное выполнение заданий на креативное. понижает уровень интеллекта Провершь данное
предположение можно сопоставляя показатещ психометрического интеллекта (И) и креад ивности (К] путем чередования заданий по ходу проведевд эксперимента При эхом важным фактором взаимовлияк» интеллекта и креативноеil, па наш взгляд, является введен* дополнительной переменной -шпа ма1ериала задании определяют©! о тип интеллекта и креативности вербальный интеллект (Ив), вербальная креа!ивность (Кв) « невербальный интеллект (Ин) и невербальная креативносп (Кн) Таким образом в этой работе мы хотим выяснить ка. предварительное выполнеие заданий на различные тип интеллекта влияет на уровнь креа, ивности и как выполнен.* задании на различные тины креативности влияет на уровщ интеллекта
В ходе теситированиия использовались следуюир методики интелтект вербальный диагноаировался [ помощью вербальных субтесгов теста структуры интслпект. Р Амтхауэра Нами использовался модифицированный в t лаборатории способностей ИП РАН тест диагностам интеллекта для определения профиля и уровня обучения включающий в себя субтесты на общую осведомленность i информированность, на классификацию понятий , ш
62
установление аналогий , на подведение двух понятий под общую категорию Были использованы две паралельные формы (А и В)
Показатели по невербальному интеллекту ncmvieiEbi i помощью "Свободно-культурного теста интеллекта ' Р.Ктгтела. В качестве паралсльных форм исполыовались первая и вторая часть теста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .