ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Вербальная креативность оценивалась с помощью тесiа Медника Адаптация теста Медника была проведена в лаборатории диагностики способностей ИП РАН.
Стимульный материал теста был разделен на две части, составив таким образом две паралельиые формы по десять заданий в каждой
/(ля диагностики невербальной креативноеш была использована фигурная форма тес га Торранса. Использовалиеъ две паралелъные формы теста, образованные аналогично с тестом Медника Как вербальная, лак и невербальноя кративность оценивалась по трем показателям: оригинальность, уникальность, гибкость.
Экспериментальное обследование проводилось в четырех группах в два этапа с интервалом в один месяц.
В первой группе испытуемых на первом этапе проводилось тестирование сначапа вербального интеллекта с использованием: геста Амтхауэра, а по его завершению -геинрование вербальной креативности тестом Медника. На шором этапе тестирования, проведенном через месяц, вначале тестировалась вербальная креатинность, а затем -вербальный интеллект. При повторном тестировании использовались паралельные формы тестов. Условно эта леспериментальная серия обозначалась "Ив Кв - Кв Ив'1 В -.той серии приняло участие 30 человек
Во второй экспериментальная серия проводилось позиционное чередование вербального интеллект и невербальной креативности Условно эта экспериментальная серия обозначалась "Ив Кн - Кн Ив". Тестирование проводилось на другой группе испытуемых (всего 30 человек) с использованием паралельных форм теста Ам1ла>эра и теста Торанса для различных этапов иссчедования с интервалом в один месяц.
Третья серия - "Ин Кб- Кв Ин" проводилась с третьей группой испытуемых (всего 30 человек), при .зтом исполыовались паралельные формы тестов Югтелла и Медника Интервал в тестировании составил один месяц
63
В четвертой серии - "Ин Кн - Кн Ин" использовались наралельные формы тестов Кэнела и Горанса, в исследовании участвовало 30 человек, интервал в тестировании составил один месяц
Весь эксперимент в целом проводился в течении 1996-1997 гг с учащимися старших классов школ №1188 и 1199 г Москвы Общее количество испытуемых составило 60 человек.
Статистическая обработка результатов была проведена в лаборатории психологии способностей института. психологии РАН в ходе которой оценивался сдвиг в показателях тестирования с помощью кршерия Уилкоксона

Полученные результаты свидетельствуют о следующем:
1. Предварительное выполнение заданий на вербальную креативность повышает оба типа диагносцируемого интеллекта (и вербальный и невербальный).
2. Предварительное выполнение заданий на невербальный интеллект повышает оба типа креативности ( и лербальную и невербальную). При этом информативным является показатель уникальности, который в отличии от показателя оригинальности не включает в себя общую продуктивность.
3. Выполнение заданий на невербальную креативность значимо понижает уровень невербального интеллекта.
4. Предварительное выполнение интеллектуальных заданий (как вербальных, так и невербальных) повышет показатели гибкости при диагностике вербальной креативности.
Литература.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.Лантерна вита , 1995; с, 150.
Дружинин В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель "интеллектуального
диапозона'7Психологический журнал том 19 №2 1998, с.61-70.
Методы психологической диагностики., ред. Воронин А.Н. , М. 1994.
Общая психодиагностика., ред. Бодалева А. А., Сталина В.В.> МЛ985.
65
Бирюков С. Д., Ходакова Е. КХ
Предикторы успеваемости в структуре флюидного интеллекта

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .