На сегодняшний день количество исследований. посвященных установлению отношений межд} психометрическим интеллектом и обучаемостью, исчисляется тысячами, однако до сих нор попытки выделения обучаемости как способности, аналогичной общем) интеллекту, не увенчались успехом, Наиболее распространенной является точка зрения, в соответствии с которой интеллект рассматривается как необходимое условие обучаемости, но не является единственным фактором. обуславливающем успешность обучения.
Одним из традиционных способов прогноза успешности обучения в психологии способностей является изучение корреляционных связей оценок академической успеваемости с результатами выполнения различного рода тесто.. интеллекта. Именно для целей прогноза школьной успеваемости были разработаны шкалы Бине-Симона; в современной психолого-педагогичеекой практике
используются тесты Амтхауэра, Векелера. ШТУР и др. При этом приходится признать, что со времен А. Бине вопрос о возможности с помощью тестов измерить уровень развития общего интеллекта и на основе этого прогнозировав успеваемость не потерял своей актуальности.
В настоящее время в прикладных исследованиях обсуждаемой проблемы можно выделить, по меньшей мере, два больших класса работ:
- исследования, направленные на поиск новых психологических предикторов успешности обучения - его условно можно обозначить как экстенсивный в силу направленности на разработку новых тестов;
- работы, посвященные детальному анализу показателей традиционно используемых тестов и прогнозированию успеваемости на основе различных индексов.
Проведенное нами исследование в примерно одинаковой степени можно отнести к каждому ш выделенных
66
направлений - с одной сюроны, были использованы иояамгели хорошо известного в мировой психологической практике "Культурно независимою тес га интеллекта" Р. Ксттелла, с другой - опубликованное фирмой "ИМАТОН" в 1994 году руководсхво по использованию данной методики является переводом аналогичного издания на немепком языке и не отражает возможной специфики русскоязычной выборки В связи с этим были поставлены две основные задачи:
1.Психометрический анализ структуры теста Кегтелла.
2.Выделение предик юров успешности обучения в структуре показателей флюидного интеллекта
МЕТОДИКА
В качестве инструмента исследования был выбран "культурно-независимый тес г интеллекта" Р. Кепелла, авторы перевода А. Ф. Денисов и Е. Д Дорофеев, производство ГП "ИМАТОН", Санкт-Петербург, 1994 г. Испсиьзование теста предполагается для диагностики флюидного интеллекта и для оценки обучаемости. В качестве критерия обучаемости возможно использование показателя разности успешности выполнения первой и второй части в тесте Р. Кепелла.
Шкала . GFT -2 coctohi из двух часхей, каждая из которых содержит по четыре эквивалентных субтеста.
Субтесты 1 и 5 -"дополнение" содержит 12 заданий, возрастающих по сложности. В каждом задании слева расположены 3 фигуры в определенной лошческой последовательности (последовательные изменения
пространственного расположения, размера, количества и т. д.) Проанализировав логику изменений, необходимо из 5-4 фигур, расположенных справа, выбрать ту, которая соответствует обнаруженной закономерности и може1 продолжить логическую последовательность 3-х фигур, расположенных слева.
На решение задач в первой части теста отводится 4 минуты, во вюрой части-3 минуты.
Субтесты 2 и 6 -"классификация" содержит 14 заданий, возрастающих по сложности. Каждое задание содержиг ряд из 5 фигур? в котором 4 фигуры всегда объединены каким-либо общим признаком. В каждом ряду необходимо найти единственную фигуру, отличающуюся от остальных. Общими для четырех фи. ур признаками являются форма, количество,
67
окраска., пространственное отношение между элементами фигур.
На решение заданий в первой части теста отводится 4 минуты, во второй части-3 минуты.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .