ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Субтесты 3 и 7 -"матрица" состоит из 12 задании, возрастающих по сложности. Логикой решения эти задания похожи на задания 1 субтеста. Необходимо обнаружить закономерность, согласно которой обьединены 3 фигуры в матрице слева и среди пяти вариантов ответов, расположенных справа, найти единственную фигуру, которая может завершить данную в задании закономерность, т.е правильно заполнить матрицу. Специфика этого субтеста состоит в комплексном анализе признаков (анализ матрицы по горизонтали, вертикали и диагонали) Признаки, которые лежат в основе построения заданий данного субтеста пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность и комбинации данных признаков
Время на решение заданий в первой и второй части-3 минуты
Субгесгы 4 и 8 -"типология" состоит из 8 заданий, возрастающих по сложности. В каждом задании слева расположена сложная фигура-эталон, состоящая из проешх геометрических фигур Внутри сложной фигуры-эталона стоит точка. Необходимо проанализировать положение точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон. Затем среди пяти сложных фигур, расположенных сирава, надо найти ту. в которой точка может занять точно такое же положение, как в сложной фигуре-эталоне.
На решение заданий в первой и второй части отводится 3 минуты.
В исследовании приняло участие 238 студентов-первокурсников, из них 65 юношей и 173 девушки. Возраст испытуемых колебался от 17 до 21 года. В качестве критерия успешности обучения были взягы оценки академической успеваемости по итогам первой экзаменал,ионной сессии,
РЕЗУЛЬТАТЫ
Психометрический анализ теста Кеттелла включал в себя изучение гомогенное!и заданий, входящих в субтесты. В качестве показателя гомогенносш был использован коэффициент альфа Кронбаха. который на нашей выборке составил 0.82 для первой части теста и 0,77 - для второй.
Аналогичный пока^1ел.>, полученный на американских выборках, колебался в диапазоне 0 71-0 91 Более детальный анализ показал, что гомогенность отдельных субтестов несколько ниже и варьируе1 от 0 59 до 0 84
Проверка вляидности субтестов теста Кеттелла по содержанию осуществлялась на основе корреляционного анализа В качестве внешнего критерия использовался модифицированный тест Амтхауэра Результаты анализа представлены в таблице 1

Приведенные в таблице 1 результаты позволяют заключить, что наименьшее количесгво связей обнаружено между субгестами Кеттелла и показателем пространственного интеллекта по Амтхауэру, наиболее валидными являются ешмарные показатели первой и второй частей теста Кепетла Предлагаемый автором методики показатель обучаемости (вычисляемый как разность СЕРИЯ2 - СЕРИЯ]) к обнаружил статистически достоверных связей, причем миффициенты корреляции с математическим и вербальным
69
интеллектом имеют отрицательные значения. При этом необходимо отметить, что, несмотря на статистическую достоверность приведенных в таблице 1 коэффициентов корреляции, они явно ниже психометрических стандарюв, принятых в кросс-тестовых исследованиях.
В таблице 2 приведены основные характеристики распределений показателей, полученных в пашем исследовании.

Сравнение наших данных со статистическими параметрами, приведенными в руководстве к гест>, позволяет сделать вывод о различиях между американской и российской выборками, по крайней мере, по 1-й серии субтеста: наши соотечественники демонстрируют более высокие значения флюидного интеллекта на статистически достоверном уровне Следует оговориться, что по нашему мнению, приведенные в таблице 2 данные могут рассматриваться лишь как исходный материал для дальнейшею уточнения нормативны» параметров русскоязычной выборки в определенном возрастном диапазоне.
Следующим этапом анализа эмпирических данный стало рассмотрение вопроса о наличии полового диморфизма по основным показателям теста Кеттелла. Сравнение проводилось по Меритерию для независимых выборок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .