ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Для создания мотивационной основы креативности необходимы внешние условия, способствующие переживанию ребенком чувства успеха и собственного всемогущества в процессе какой-либо деятельности. Эта деятельность должна обладать двумя свойствами: быть достаточно простои в техническом выполнении и позволять видеть свою структуру и синел э целом непосредственно. Создание мотивационной основы креативности предполагает также терпимость юциального окружения к нецелесообразным (невыполнимым) желаниям ребенка и изменение их в том масштабе, в котором это приемлемо для него самого
Под когнитивным аспектом креатвности
подразумеваются такие типичные для креативов \арактсристики мышления и восиршгия, как скорость. лоливариантность, гибкость, оригинальность, диверген i ность
Выработка этих свойств обусловливается сложностью и разнообразием микросреды, присутствием в ней таких фаьторов, как быстрый темп происходящих событий,
79
некоторая экстремальность ситуации, в которой находи индивид необходимость риска при наличии атмок|к[ психологической защищенности.
Любое целостное поведение, включая креативу-строится на основе поведенческих стереотипов - привычщ оптимальных для данного индивида способах дейстщ Поведенческие стереотипы вырабатываются за счет научен (Бандура, Милчер, Доллард), то еегь подражания нскотор» действиям, повторениям, заучиванием их Пота» микросреда, способствующая формированию креативности поведенческом уровне, должна содержать образу креативного поведения и соответствующие способы t предъявления Важно, однако, чтобы подобные обраи только присутствовали в микросреде, но не навязывал подражание им не должно вызывать поощрения, также в отсу гствие подражания санкции
Микросреда, обладающая предметно-информациони обо1ащсннос1ью. представленностыо образцов креативног поведения, минимальной степенью регламентации повед» оказывает формирующее воздействие на поведенческий мотивационный аспекты креативности Однако, б\дц сформированной на мотивационном и кол шли ином уровни креативность может ак гуально не проявля i ься до тех пор, пек не сформированы определенные способы поведения, в которк она могла бы реализоваться в повседневной жизни (Хазраюь 1993)
Цате исследование продолжает изучение виияш микросреды, точнее, такого ее аспекта, как образе креативного поведения, на развитие креативности В даянс статье представлены результаты эмпирического исследовали в ходе которого была определена роль интроперсир экстраверсии образца креативно, о поведения в ра^витщ креативности субъекта наблюдения, который, в свою очерел также является интровертом или экстравертом В исследованп "креативным образцом'" был учитель, а субьсктач наблюдения - его ученики Иссчедование ставило своей цели выявить закономерности развития креативности под влияние! соответствия интровереии-экстраверсии учителя и ученика г эмоционального отношения учшеля к ученику
Образец креативного поведения призван вызвать с стороны наблюдавших его учеников ту или иную форм подражания, необходимого для выработки стерео .шиш

поведенческих комплексов Подражание значимому взрослому т креа.ивному образцу является основным механизмом формирования как первичной, неспециализированной по отношению к какой-либо деятельности креативности, так и вторичной "'специализированной" креативное! и как июсобнос.и к творчеству, связанной с определенной сферой чевдвечегаойдииельности (Дружнин, 1995)
А.Банд>ра (1997) считает, что множество форм социальной активности основано на наблюдении и подражании поведению других людей, чаще из ближайшего окружения, которые служат моделью для подражания. Поэтому наличие образца креативного поведения в лице человека, хорошо знакомого де1ям, например, учителя, может шособствовать развитию и проявлению их креативности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .