Можно предположить, что, наблюдая за образцом ьрк.тивного поведения в лице учителя, дети извлекают общие чгрты из разных реакций и оказываются способными не W'lbkO подражать, но и создавать самостоятельно творческий працук.. например, выдвигать оригинальные идеи, армировать оригинальные способы поведения и т.д. Их привлекает именно шорческость учителя, именно ей они .троятся подражать.
Подражание и творчество взаимосвязаны между собой. •Творческая деятельное|ь, имея на начальных, стадиях в томительной мере подражательный характер, постепенно твобождаекя от власти подражания и становится подлинным творчеством Здесь прослеживается закономерная линия рашгия от подражания-копирования через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчес.ву'" {циг по Гнатко Н М., 1994).
Для тою. чтобы выйти на уровень творческих достижений, чтобы творчество стало личностным актом, необходимо, чтобы потенциальный творец вжился в образ другого творца (образец), и эмоциональное приятие другой даноаи в .качестве образца является необходимым условием преодоления подражания и выхода на путь самостоятельного творчества
Это "вживание" креатива в образ другою творца происходит при помощи идентификации с его личностью. Идентифицируя себя с "креативным" образцом, обладающим соответствующими качествами, которых не имеет креатив, он
81
обретает упомянутые качества (Гнатко, 1993). г
Личность учтеня можег являчься для учеников таки объектом для подражания' Наблюдая за учителе* идентифицируя себя с ним, ученики развиваю! в сер некоторые качества, которыми он обладает. Творчесю личность учителя, становясь объектом подражания ученика способствует развитию и проявлению и,\ собственщ креативности. Эмоциональные связи, установленные двд педагогом и учащимся, играют важную роль, определяй. частности, ту степень, в которой их взаимодействие влияете развитие креативности и на личностное развитие последнее Поэтому факт совпадения ингроверсии-экстраверсии учители ученика, по нашему мнению, должен стимулирован формирование творческих способностей ученика в клак педагога-интроверта учащиеся-интроверты более креапиж чем учащиеся-экстраверты и, соответственно, в клас. педагога-экстраверта учащиеся-экстраверты более креативны чем учащиеся-интроверты
Мы предположили, что в случае совпадения шгтровереш экстраверсии между учителем и учеником устанавливается эмоциональная сиязь, повышающая у ребенка желание идентифицироваться с преподавателем как с образцом креативно! о поведения и, как следствие, креативность ученик» возрастает. В противном случае такого эмоционального контакта не возникает, или он слишком слабый. Соответственно, ученик, не чувствуя заинтересованности учителя, как бы отстраняется от него, ею склонность к идентификации с данным учителем ослабевает и развития креативности не происходит.
Л1
д-о
Организация и метод исследования
Испытуемыми в нашем исследовании являлись учащий двух первых классов московской школы в возрасте 7-8 лет А человек). Учителями в классах были: в одном - интроверт.; другом - экстраверт. В процессе исследования определяли характеристики креативности, интроверсии-экстравер» испытуемых и выявлялись особенности связей между ними.
Нами использовались следующие методики: Личностный опросник Айзенка.
82
Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кэпслла Экстраверсия учащихся дополнительно определялась с помощью субъективного оценивания учиiелями поведенческих проявлений учеников.
Субтест "'Незавершенные фигуры" фшурнго теста Е Торренса
Дополнительно определялась средняя услеваемоегь по русскому языку и по математике за полгода.
Содержание и результаты исследования
полезная информация здесь
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .