ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

фенилов-интровертов иэ класса учителя-интроверта и учи геля-экстраверта также обнаружены значимые различия. Этот показатель выше у учеников-интровергов в классе учителя-интроверта, чем у интровертов в классе y4HTeflH-3KCTpaBepja. Он значимо выше также у учеников-экстравертов в классе педагога-экстраверта, чем у учеников-экстравертов в классе ледаго. а-интроверта (таблица 3).
Сравнение показателей креативности учеников-интровертов из обоих классов и учеников-окстравертов из обоих классов
85
где Sh - средний показатель креативности в мае учителя-интроверта, S-э - средний показатель креативносп классе учителя-экстраветл.
Для определения xapaKiepa связи между огношенк' учителя к ученику и креативностью последнего мы прове корреляционный анализ данных всей выборки В обобщение виде результаты корреляционного анализа даны в ви_ корреляционной плеяды, где указаны положительные см между параметрами на уровне <х= 0,05 и меньше Ь результаты свидетельствуют о том, что оiношение учителя ученику никак не влияет на креативность j ченикд. Интересно, что совпадение ишроверсии экстравере учителя и ученика влияет на развитие креатшшог последнего, а отношение учителя к ученику не влияет на аь Вероятно, для развития креативности ребенка недостаточр хорошего, доброжелательного отношения взрослое Необходимо типологическое сходство, которое побуждало & ученика к подражанию и иденшфикации с фигурой учителя Интроверсия-экс1раверсия самою >ченика никак связана с его творческими способностями.
Интересным оказался следующий факт исследовани? креативность "креативного обраэца" была невысокой, ж образец нельзя назвать креативным в полном смысле слоь Скорее, jto образец с обычным средним i ворчесии потенциалом Тем не менее креативность испытуемы' "совпадающих" с ним в интроверсии-экстраверсии, оказав выше, чем у остальных Следовательно, эти дети воспринимав данный образен, как креативный, и их творческие способное?. во взаимодействии с ним развивались.
Однако для формирования и развития креагивнога как глубинного личностного свойства, необходим специфическая креативогенная среда Такая среда долга: обладать высокой степенью неопределенности i потенциальной многовариантностью, низкой реглдментацщ поведения и лредмегно-информационной обогащенное™ содержать образцы креативного поведения и его ретультап Сочетание таких гтрамегров микросреды оказываг определяющее влияние на креативное ib индивидуума.
Повышение креативности носиг системный характер в той или иной с1ег,ени нарушав! равновесие в систа жизнедеятельности личности. Стремление психи»
V
I
86
восстановить это равновесие обусловливаем последующее изменение креашвности Можно творить о двух основных типах индивидуального реагирования на повышение креативности, связанное с интенсивным воздейсгвием креатавногеннои среды восстановление прежней системы п\тем понижения креативности или обретение системой новой устойчивости без понижения креативности Первый тип реагирования свяшн с выраженным эмоциональным тяскочфортом. второй сопровождается более позитивными -эмоциями
Слабая выраженность и отсутствие креативных свойств имеют определенную значимость и внутреннюю обоснованность в рамках системы жизнедеятельное! и индивида Следовательно, не для всех людей развитие креативности является целесообразным.
Как мы выяснили в ходе нашего исследования, вшшиое соответствие интроверсии-экстраверсии креативного образца и наблюдающего его индивида способствует развитию креативности. Отношение учителя (креативного образца) не влияет на развитие креативности наблюдающего ею ученика
Потенциально креативный индивид обретает
шуальную креативность в процессе овладения социально •шчимой деятельностью Выделив образец в выбранной им деятельности, путем подражания-копирования, за! ем творческого подражания и подражательного творчества он приходит к подлинному творчеству Подражательная

Статья взята с сайта

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .