ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

способности человека творигь Исюрически изучение творческих способностей началось с наименее досушило д,ш исследования их проявления - гениальности, особенное, си творчества гениев Отдельные исследования креативности психодинамический подход и другие ранние работы по тгой теме основывались исключительно на изучении выдающихся 1ворческих личностей. Эгсм метод был подвергнут критике из за сложности измерения предложенных теоретических конструкюв и разнообразия интерпретации, возникающею при исследовании конкретных случаев (Wejsberg, 1993) Хотя метод изучения конкрешых случаев не бы и неверен априори возникающая научная психология ценила контролируемые экспериментальные методы
Второй подход к изучению творческих способности основывается па использовании психометрических методов измерения отдельных параметров личности В качеиве испытуемых здесь выступают обыкновенные люди с бо.к или менее выраженной степенью одаренностью. В России ум в начале века П.К.Энгельмейер призывал изучать обыденн>ю форму творчества - "простую догадку" и поствил чегыр* вопроса: кго творит'' как творит? чю творится0 как творшея1 Второй и четвертый вопросы с разных сторон освещают творческий процесс Таким образом, предметом изучения служат субъект творчества, объект творчества и процесс творчее.ва (1916, с.76-77).
В настоящее время многие исследоватет, занимающиеся изучением творческих способностей, рассматривают (950 год как момент начала современных систематических изыскании но данной проблеме В
90
обращении к Американской Психологической Ассоциации Дж. Гилфорд (1950) отмечал, что исключительность гениев ограничивает возможности исследователей креативное!и и предложил изучать последнюю на обыкновенных людях с помощью психометрического метода - использования гестов "карандаша-и-бумаги". Одним из таких тестов был Тест Необычного Использования, в котором испытуемый придумывал как можно больше вариантов использования обычных предметов (например, кирпича). Многие исследователи приняли предложение Гилфорда, и задачи на "дивергентное мышление" вскоре стали основным инструментом измерения творческого мышления. Тесты были чобным способом сравнения людей по стандартом креативной" шкале.
Эта психометрическая революция в измерении креативности оказала как позитивное, так и негативное воздействие на данную область исследований. Положительное влияние заключалось в том, что использование лаконичных, легко управляемых средств, предоставляющих возможность оценивания, облегчило процедуру исследования. Более того, стало возможным проводить исследования на обыкновенных людях (то есть на невыдающихся образцах). Однако, был и негативный эффект. Во-первых, некоторые исследователи критиковали быстрые тесты "карандаша-и-бумаги" как тривиальные, неадекватные способы измерения креативности; предлагалось в дополнение к тестам (а лучше вместо них) изучать более значимые продукты деятельности - рисунки, сочинения, вокальные достижения. Во-вторых, другие критики утверждали, что бемоль, гибкость, орш инальность и сложность не улавливали сущнос1и креативности (Amabile, 1983). Фактически, дефиниции и критерии креативности - дело продолжающегося обсуждения, и полагаться на объективно определяемую статистическую редкость ответа относительно всех ответов в выборке - только один из возможных вариантов. Другие возможности заключаются в использовании мнения экспертов о продукте творческой деятельности. В-третьих, некоторые исследователи отвергали мысль о том, что работы, где в качестве испытуемых выступали ординарные представители творческих профессий, могут пролить свет па природу исключительных примеров креативности, которая и была основной целью mhoihx исследований творческих способное гей. Таким образом,
91

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .