обсуждается вопрос, является ли обычная (с прописной V) креативность тем же феноменом, что и исключительная (с заглавной "К") Креативность, и можем ли мы применять один и тот же термин "креативность" к этим двум явлениям.
В результат многолетних исследований и экспериментов, посвященных изучению мотивационных, ситуационных, личностных коррелятов креативности, накоплен большой фактический материал,
свидегельсгвующий о гом, что сложный комплекс личностных и ситуационных переменных является фасилитатором и стимулятором креашвпого поведения и его результатов. Комплекс, или матрица, весьма обширна, и трудность изучения данного феномена заключается в том, что у разных людей и в различных сферах креативной активности она может включать в себя разные элементы
Предполагается, что креативность - это более, чем простая сумма достигнутых человеком уровней работы каждого отдельного элемента. Во-первых, может быть предел для некоторых компонентов (например, знаний), ниже которого невозможна креативносхь, вне зависимости от уровня развития других соствляющих Во-вторых, может произойЧи частичная компенсация, при которой сила одного компонента (например, мотивации, нейтрализует слабость другого (например, окружающей среды)- В-третьих, происходит взаимодействие между компонентами, например, между интеллектом и мотивацией, при котором высокий уровень обоих компонентов может значительно повысить уровень креативности (Steinberg, 1996).
В результате корреляционных исследований, изучения и сопоставления высоко- и нижокреативных испытуемых, выдающихся и обычных людей, был определен список релевантных личностных и ситуационных переменных креативного функционирования Так, Feldhusen (1986) на основе аналияа биографий 20 выдающихся личностей, среди которых были Ч.Дарвин, А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Моцарт и др., выделил следующие общие для них характеристики, проявившиеся уже в раннем возрасте: 1. Раннее овладение знаниями и/или техниками в какой-либо области знания или сфере искусств, 2. Пришаки высокого уровня интеллекта, способности к рассуждению или отличная память в детстве; 3. Высокий уровень энергии, побуждение производить, готовность и преданность учебе или работе в юношеском возрасте; 4. Выраженная независимость,
92
предпочтение работать в одиночку, индивидуализм; 5 ршушение (Я-концепция) творческой энергии и интервальный локус кош роля, 6. Повышенная чувствительность к деталям, образцам. Последние четыре характеристики возможно назвать личностными факторами
Некоторыми исследователями признается, что по-настоящему творческий результат возможен в том случае, если существует единство когнитивных способностей и матрицы чютивационных, установочных и личностных характеристик. Так, Martindaie С, среди личностных, установочных и мотивационных переменных, связанных с креативным поведением, называет такие, как самоуважение, настойчивость, высокий уровень энергии, широкий круг интересов, сензитивность к проблемам (обнаружение проблем), андрогинность, любознательность, энтузиазм и глубина переживаний. предпочтение сложных или неопределенны!; замыслов и высокие эстетические ценности. На более 1лубоком >ровне тго такие функциональные аспекты креативного поведения, как открытость опыту, отсутствие сдерживания и нешаблонность. Затем все эти личностные факторы образуют индивидуальную структуру, в пределах которой креапшное поведение может осуществляться наиболее леисо, и некоторые из факторов служат как стим\ляюры или благоприятные условия для когнвп ивно!о креашвного процесса (цит по Feldhusen, 1995, р 264)
Исследования, посвященные изучению
взаимоотношений между интеллектом, креативностью и академической успеваемостью, предоставляют
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .