Б зарубежных работах, посвященных изучению личностных особенностей креатинов, уровень творческое™ личности определяется с помощью индекса креативности, который представляет собой определяемую с помощью теста 16PF комбинацию первичных черт. О1личащ>ю креатинов oi контрольной выборки испытуемых, работающих, в jex же областях деятельности, но не совершивших ничего ори! иналъного. В ряде исследований было определено, что креативы сизотимны (А-), доминантны (Е+), сдержанны (F-), склонны пренебрегать социальными нормами и правилами поведения (G-), смелы в установлении социальных контактов (Н+), селективны (I+), обладают богатым воображением (М+). О1крыгы новому опыт}. (Q.+) и уверены в себе {Q?+). Дальнейшее изучение подтвердило валидносчь личностною профиля креативов с небольшими, специфичными для отдельных областей деятельности, вариациями. Csikszentmihalyi M и Getrels J W. (1973) обнаружили, что испытуемые художники имеют более низкий балл по фактору G и более высокий по фактору М, чем испытуемые ученые. В дальнейшем черты G и М были связаны с экономической и эстетической направленностью. Студенты-художники, имеющие более выраженную эстетическую и наименее выраженную экономическою направленность, имели низкий балл по факторам G и N и более высокий балл по фактору М. чем другие студенты, изучающие изящные искусства (цит. по Guastello. Shissier, 1994, p. 212 J.
Guastello SJ и Shissier J E. (1994) исследовали существование сходства и различия между профессионалами Учеными и художниками. В первой части своей работы они сравнивали личностные профили двух групп испытуемых, одну из которых составляли инженеры и ученые, вторую -музыканты и художники. Испытуемые первой группы имели значимо более низкие оценки по факторам А (сизотимия), Н (робость), ] (жесткость) и более высокие - по фактору N ("?'Оииальная проницательность).
Таким образом, накоплен фактический материал, свидетельствующий о том, чго выбор человека сферы своей Творческой активносги связан с особенностями его
I
95
личностной сферы, а уровень достижений обусловлен сочетанием мотивационной составляющей и развития интеллектуальных и креативных способностей.
В нашем исследовании мы исходили из предположения что. во-первых, между типом креативности (вербальной\образной) и личностными особенностями испытуемых существуют взаимосвязи, во-вторых, группы учеников, занимающихся разными видами творческой деятельности (живопись, танец, музыка, театр, декоративно-прикладное искусство), имеют характерные (специфичные) личностные особенности, профили интеллекта и креативности.
Цель исследования состояла в определении взаимоотношений между личностными особенностями, вербальной иЛили образной креативностью, уровнем и структурой интеллектуального развития и видом внешкольной творческой активности (мастерская).
Процедура исследования и методы
Испытуемые: 42 ученика 8 и 9 классов школы № 1316 г. Москвы. 31 из коюрых занимается в различных творческих мастерских.
Содержание гипотезы определило основные задачи; 1} выявление относительного уровня невербальной и вербальной креативности испытуемых; 2) диагностика личностных особенностей; 3) определение уровня интеллектуального развития; 4) определение соотношения определенных комбинаций личностных черг с типами креативности (вербальной и невербальной); 5) определение огношений между уровнями вербальной и\или невербальной креативности и личностными особенностями; 6) определение взаимоотношений между видом творческой деятельности и сочетанием личностных черг.
информация здесь
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .