Исследование было проведено в сентябре-ноябре 1497 года. Измерение уровня интеллектуального развития осуществлялось с помощью теста Амтхауэра (формы А и Б)-Тестирование проводилось в 3 группах учеников 8-х и 9-го классов по 14-16 человек на 3 и 4 уроках и занимало 80 мин Приводимые ниже результаты тесшрования даны без баллов за 9 субтест, предназначенный для оценивания способности запоминать. Определение уровня вербальной креативности с помощью Теста отдаленных ассоциаций Медника, как и
96
I
рербальной креативности с помощью фигурной формы теста творческого мышления Торранса, проводилось в 6 группах по 7-8 человек на 4-5 уроках без ограничения времени. Диагностика личностных особенностей проводилась с помощью 16 PF Кеттелла и Опросника Майерс-Бриггс в 3 группах по 54-16 человек на 4-5 уроках и занимала 35-45 мин.
Методики
Тест интеллектуального развития Амтхауэра групповой тест, позволяющий диагностировать уровень умственного развития учащихся, а результаты выполнения вербальных, математических и пространственных субтестов -об индивидуальной структуре интеллекта испытуемых.
16-факторный опросник Кеттелла (16FF) - хорошо известный инструмент, используемый при отборе персонала, профориентационной работе, в консультировании и научных исследованиях
Опросник Майерс-Бриггс (MBTI). В руководстве по использованию MBTI (1962) утверждается, что две из шкал (Ощущение - Интуиция и Суждение-Восприятие) являются индикаторами креативности, особенно в сочетании (шт. по Carne G.C., Kirton M.J., 1982, р. 32). Однако, не ясно, подразумевали авторы стиль креативности или ее уровень.
Тест Творческого Мышления Торранса (Фигурная форма Б) - пригнанный и широко используемый в исследовательских целях психометрический инструмент, предназначенный для диагностики невербальной креашвносш. Оценивались показатели оригинальности, понижаемой как статистическая редкость ответа, и уникальности По мнению А.Н.Воронина (1994), показатель сложности" изображения, который отражает способность развивать, расцвечивать, приукрашивать, выполнять или, наоборот, детально разрабатывать идеи" (цит. по Poreh, Whitman, 1991,, p. 169), характеризует скорее некоторый Изобразительный" опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, зпилептоидность или Д^мовстративность), чем характеристики креативности. Поэтому этот показатель не был использован в данной работе.
Тест Отдаленных Ассоциаций Медника (RAT) ^пользовался для определения уровня речемыслительной
(вербальной) креативности. Тест Медника подвергался
t
97
критике из-за его слабой теоретической базы и корреляции с тестами интеллекта (г= 0.30 - 0.40). Однако Mednick S А Mednick M.T. (1967) и Katz (1984) на основе многократно повторяемых результатов утверждают, что с помощью этого теста возможно дифференцировать креативных людей от некреативных. В данной работе использовался адаптированный на выборке школьников старших классов вариант теста Медника (Воронин А.Н., Галкина Т.В., 1994).
Результаты
На первом этапе в выборке были выделены контрастные группы (Х+5). в первую контрастную группу вошли ученики, уровень интеллектуального развития которых был выше 81,5 балтов, во вторую - ученики с уровнем интеллектуального развития ниже 53,5 баллов, ло уровню вербальной креашвности две контрастные группы составили ученики, имеющие соответственно выше 55 баллов и ниже 19 баллов, в следующие две контрасшые группы вошли ученики с уровнем невербальной креативности соответственно выше 62 баллов и ниже 32 баллов. Затем контрастные группы сравнивались между собой с помощью критерия Вилкоксона.
1. Группа высокоинтеллеклуаяьных испытуемых имели более высокий фактор А (аффектотимия) и более низкий фактор L (доверчивость) по сравнению с группой нюкоинтеялектуальных.
По результатам выполнения теста Торранса различий не обнаружено.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .