профессиональной деятельности, позволили сделать весьма нетривиальный вывод. Одним из первых теорию "порога интеллекта" для профессиональной деятельности предложил Д.Н.Перкинс. Согласно его концепции, для каждой профессии существует нижний пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не способны овладеть данной профессией. Если же IQ
10
превышает этот уровень, то между уровнем достижений в профессиональной деятельности и уровнем интеллекта нельзя проследить никакой существенной корреляционной связи, Успешность профессиональной деятельности начинает определять мотивация, личностные черты индивида, система ценностей и т.д. (Холодная М.А., 1997).
Таким образом, успешность деятельности как бы "ограничена снизу" - индивид не способен трудиться, если его IQ меньше некоторого "интеллектуального порога", специфичного для данной профессии.
Одно из последних исследований связи интеллекта и профессиональных достижений опубликовано в 1993 г. У.Шнейдером (Schneider W.,1990). Оно касается изучения особенностей интеллекта "экспертов" - лиц, компетентных в какой-то определенной сфере деятельности. Как правило, "эксперты" обладают интеллектом средним или не ниже среднего. У.Шнейдер также считает, что для каждой деятельности есть свой "порог", ниже которого индивид не в силах овладеть деятельностью; если его интеллект превышает пороговое значение, то реальные достижения индивида определяются не когнитивными способностями, а настойчивостью, увлеченностью, темпераментальными особенностями, поддержкой семьи и т.д.
Если интеллектуальный порог не высок, то индивид может иметь как сверхвысокие, так и средние значения интеллекта и быть равно успешным в избранной профессии.
Можно привести еще ряд концепций, которые обобщают накопленный на сей день эмпирический материал и являются модификациями модели "нижнего интеллектуального порога".
Существует ли "верхний" интеллектуальный порог? Иными словами: ограничены ли возможности индивида в определенной профессиональной деятельности уровнем его интеллекта?
Если делать вывод по аналогии с результатами, показывающими связь интеллекта и успешности обучения, возможно, что предел продуктивности профессиональной деятельности определен как:
Pi < Р (IQi)
С другой стороны, нижний уровень достижений, порог вхождения в деятельность, задается уровнем интеллекта, минимально необходимым для овладения профессией, который обусловлен ее требованиями.
11
Следует отметить, что прогностичность тестов интеллекта выше для успешности профессионального обучения нежели для продуктивности профессиональной деятельности. Очевидно, практическая деятельность менее контролируема, чем учебная, а ее результат зачастую менее жестко оценивается, неопределен или очень отдален во времени.
Интеллект и креативность
Проблема отношения креативности и интеллекта поставлена в тот момент, когда креативность была вьщелена в качестве самостоятельного фактора. Дж.Гилфорд полагал, что творческая одаренность включает в себя, по крайней мере, способности к дивергентному мышлению и к преобразованиям (IQ). Напомню, что, по Дж.Гилфорду, дивергентное мышление есть мышление, направленное на поиск разнообразных логических возможностей, способность к которому тестируется с помощью особых тестов' ("Необычное использование предметов", "Дополнение рисунка", "Нахождение синонимов" и т.д.).
Детальное описание стоечно ригельная фасадная система у нас на сайте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .