ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

психосемантики является "реконструкция индивидуально" системы значений, через призму которой происходи восприяше субъектом мира, других, самого себя" (Петр^1 В.Ф., 1997, с. 23). Экспериментальная парадиг^ психосемантики основана на работах по построен-11'
106
семаш"ических проаранств Ч.Осгуда (мегод семантического дифференциала) и теории личностных конструктов Дж. Кеяли. Конструкт, по Келли, - это особое субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике, помогающее ему воспринимать и понимать окружающую действительность, оценивать и прогнозировать события. Это некоторая модель мира, которая реализуется в поведении человека. В результате операционализапии понятия конструкт появится метод репертуарных решеток, позволяющий реализовать субъектный подход в психодиагностике, даюший возможность не только описывать уникальные свойства человека, но и реконструировать его целосшые системы представлений о различных сферах реального мира и о самом себе. '"Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и направленность связей между конструктами заполнившего ее человека, выяви ib наиболее важные и значимые параметры, лежащие в основе конкретных оценок и отношений, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека (своеобразную индивидуальную семантическую карту)" (цит. по Забродину, Похилько, 1987, с. 7-8). Главным достоинством субъектной парадигмы, как отмечает А.Г.Шмелев, является то, чю она позволяет "сблизить язык эксперимента с традиционным языком психологической теории, изначально апеллирующей к плану внутренних представлений ("интерналъных репрезентаций'1) субъекта - к имитации субъективных образов и субъективных значений предметов и явлений внешнего мира" (1982, с.45).
В последние два десятилетия появилось много работ, посвященных трагедии не выявленных или заблокированных системой школьного обучения талантов По данным Е.Торренса (1962), около 30% отчисленных из школ (за неспособность, неуспеваемость, глупость) составляют дети одаренные и сверходаренные (цит. по Забродину, Похилько, 19873
)
Зафиксированная в субъективной реальности человека модель личности не только направляе1 его поведение, но и С11}Жщ опорой для оценки поведения других людей. Особенно актуальна эта оценка других в школе. Проблема реальных 0:*Чожностей дифференцирования учителями учеников - одна 113 Основных в школьной психодиагностике. По мнению многих J^B, изучавших адекватность оценки способностей других , в школе царит стереотипный подход к оценке учеников
107

В современном российском обществе происходит реформирование образования. В частности, в Москве идет целенаправленная работа по созданию нового вида общеобразовательного учреждения, которое в соответствии с государственной политикой должно обеспечить условия для обучения способных, высоко мотивированных, развитых детей и подростков. В документе "О статусе гимназии" декларируется, что данное учебное заведение ориентировано на обучение и воспитание де!ей, способных к активному интеллектуальному труду, на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческому, исследовательскому труду. Другой вид среднего общеобразовательного учреждения - лицей также направлен на обеспечение максимально благоприятных условий для развития и постоянного наращивания творческого потенциала личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .