ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Признание образова1ельными учреждениями важности творческого развития определяет необходимость изучения того, что учитель понимает под креативностью, поскольку тги имплицитные теории служат основой для ежедневного оценивания творчества в школе и для творческого развития детей, а также потому, что эти теории могут лечь в основу психологических теорий. В этом и состоит актуальность нашей работы. Новизна этой темы состоит в том, что у нас в стране и за рубежом в последние 10 лет возрос интерес к изучению обыденных концепций способностей, но исследования касались, главным образом, только интеллектуальных способностей.
Творческие способности нами рассматривались в рамках психометрического подхода. Собственно изучение креативности как универсальной познавательной творческой способности получило распространение в 50-х годах именно в русле психометрического подхода. Президент Американской Психологической Ассоциации Дж. Гилфорд предложил тогда изучать творчество, привлекая в психологическую
лабораюрию обычных испытуемых и применяя психометрические тесты.
Мы попытались взглянуть на креативность глазами людей, коюрые призваны се развивать. В ходе проведения работы мы исследовали особенности субъективны" представлений учителей о творческих способностях учеников-провели диагностику интеллектуальных и творчески" способностей учеников с помощью психометрических тестов и
108
сопоставили тестовые данные по креагивности и ишеллекту, с,1елаемость учеников с субъективной оценкой учителей способностей учеников. С этой целью мы использовали психосемантическис методы исследования - метод выявления коНСф>ктов при помощи триад элементов (в частности, последовательный метод) и оценочные решетки (матрица ?'способности - люди"); психометрические методы исследования способностей: кра.кий отборочный тест (КОТ), методику диагностики вербальной креативности русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника PAT (тесга отдаленных ассоциаций), методику диагностики невербальной креативности - краткий вариант тест Торренса "Завершение картинок". При обработке результатов были испольэованы количественные методы анализа' факторный, кластерный анализы и другие статистические методы.
С помощью методик КОТ, РЛТ и теста Торренса диагностировались способности учащихся (учеников 10-х классов): ин1еллект, вербальная и невербальная креативность. С помощью теста репертуарных решеток мы исследовали индивидуальные представления о творческих способностях у учителей Ю-ч классов. Мы предложили им выступить в качестве экспертов для составления полной картины о способностях учеников.
Каждого учителя мы просшш вспомнить из своего опыта учеников творческих, оришнальлык, талантливых, одаренных, ярких и назвать их имена. Имя каждого ребенка записывалось на отдельной карточке, после чего учителю предъявлялись по гри элемента из всего списка названных детей и предлагалось назвать какое-нибудь важное качество, характеризующее творческие способности, по которому двое учеников сходны между собой и отличны от третьего.
Затем учителю предъявлялась репертуарная решетка, в которой строками матрицы были выявленные только у него к°нс1рукты, а столбцами - список учеников двух десятых классов (30 человек). В процессе заполнения репертуарной Решетки учитель должен был оценить каждый объект по 'икадс. заданной двумя полюсами конструктов по семибальной сисгс\м.е (от 3 до -3, 0 - если ни один полюс конструкта Нейриложим к данному ученику).
Таким образом мы получили конструкты учителей. '°торые О1ражают их представления о творческих '-пособностял. учеников и матрицы, в которых каждый ученик "Ценен П0 данньш качествам. Тесювые данные по
109
способностям сравнивались с оценками учителей По конструктам, чшбы понять, каким образом дифференцируют учеников.

dwg.ru сайт наших партнеров

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .