ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

В результате факторного анализа тестовых результатов по интеллекту, креативности (вербальной, невербальной) и отмеюк за успеваемость мы получили восемь независимых факторов- интеллект (математический и вербальный), креативность (вербальная и невербальная) и успеваемость (по 1уманцтарным и точным наукам), "чувство языка" (осведомленность и количество ассоциаций) и логическое мышление с успеваемостью по химии Таким образом, интеллект и креативность в нашем исследовании оказались независимыми, однако в факторном пространстве всех данных они выступают противоположными полюсами одного фактора.

отношение к ребенку и оценка успеваемости. Наиболее дифференцированная оценка способностей и особенностей учеников наблюдается у учителя литературы, по-видимому данный предмег позволяет замечать такие тонкости, кас творческие способности и различия учеников
2. Интеллектуальные способности представлены j сознании учителей позитивными характеристиками Когда учителя отмечают у учеников наличие - отсутствие природных талантов, способностей, нетрадиционность, творческий потенциал, фундаментальный подход к проблеме целеустремленность, инициативу и разносторонность, они дифференцируют учеников по интеллекту, а не по креативности То есть можно говорить о том, что интеллеь] воспринимается как ценность, позитивное качество в жизни, в образовании, во всяком случае в учебных учреждениях как гимназия
3 Учитель хорошо дифференцирует те интеллектуальные способности, которые применяются и раскрываются при изучении его предмета, например, для информатики оказался важен математический интеллект, дтя литературы - понимание и анализ текста.
4 При оценке способностей детей учителя большое внимание уделяют мотива ционным особенностям п активности учащихся.
5 В нашем исследовании интеллект и креативность по данным тестирования и успеваемость выступи™ независимыми способностями, причем каждая имеет составляющие: интеллект математический и вербальный. креативность вербальная и невербальная, успеваемость по гуманитарным и точным наукам.
Литература.
1 Воронин А.Н, Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Методы психоло! ической диагностики. Вып. 2, М.„ 1994. С.5-40.
2 Воронин А.Н., Галкина Т В Диагностика вербальной креативности (адаптация теста Медника) // Методы психологической диа! ностики Вып 2. М , J994 С, 40-82.
3 Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Методик речемыслительной креативности // Методы психологически11 диагностики. Вып. 1, М„ 1993. С 52-61.
1J4
4 Дружинин В.Н Ситуационный подход к диагностике по3навательных способностей в учебной деятельности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред В Д Шадрикова Саратов ,
,989 С 60-77
5 Дружинин В.Н Психодиагностика общих способностей М , 1996 С 110-140
6 Дружинин В Н , Самсонова. Е Ю Психосемантическое исследование репрезентации общих умственных способностей II Развитие идеи Б Ф Ломова в исследованиях по психологии труда и инженерной психологии Материалы 1 научных ломовских Ч1ений. М., 1992. С 100-108
7 Забродин Ю М„ Похилько В И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик // Предисловие к кн. Франселлы Ф . Баннистера Д. Новый метод исследования точности М . 1987 С 5-26
S Матюшкин A.M. Загадки одаренное!и Проблемы практической диагностики М., 1993. С.32-33
9 Петренко В Ф Основы психосемантики. Смоленск. 1997
10 Петренко В Ф Экспериментальная психосемантика-исследования индивидуального сознания // Вопр. психологии 1982 №5 С 23-35
] 1 Психодиагностические возможности учителя по оценке способностей школьников // Ралзитие и диагностика способностей. М . 1991

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .