В различных психологических школах сложилось два основных подхода к пониманию мотивационной основы творческою процесса: "могивация избыточности"(К.Г.Юнг, Г OJinopi. А Маслоу, К.Рождерс, Р.Мэй и др.) и "мотивация недостаточности" (З.Фрейд, О.Ранк, А.Адлер и др.) Согласно первому из названных направлений, творческий акт порождается стремлением самоаксуалширующейся личности к самореализации, к воплощению заложенного творческого потенциала. Творческая личность при таком подходе предстаёт как адекватная, полноценно функционирующая. эмоционально стабильная и психически уравновешенная. Однако. сущес1вуют теории и экспериментальные данные (Вачнадзе ЭА, 1975: Кочелаева НВ, 1997; Ломброзо Ц., 1982; Налчанджян АА, 1972; Роттенберг ВС, 19КЗ; Эфроимсон В П., 1982, Barron F, 1968 и др), противоречащие такой точке зрения, выявляющие, напротив, связь креативное ш с эмоциональной нестабильностью, психической неуравновешенностью, депрессивностью и Другими психологическими проблемами. Это более соответствует теории "мотивации недостаточности", согласно которой творчество порождается необходимотью преодолеть некоторую недостаточность человека в существующем мире (собственные внутренние конфликты, комплексы, отчуждённость от природы и т.п.). Ни один из Данных подходов нельзя назвать однозначно преобладающим Е современной лсихолод ической науке, однако, необходимо признать безусловную важность исследований, ведущихся в Различных школах и направлениях, для более глубокою Понимания мотивационных основ творческого процесса.
Данные о взаимосвязи мотивашонноч'мысловых 'фактеристик и уровня развития творческих способностей аКже достаточно противоречивы Так. часть исследователей
117
считает мотивацию познания доминирующей в творческом процессе (Васюкова Е.Е., 1995; Козленко В.П., 1982; Кушоткин Ю.Н., Сухобская Г.С, 1967; Маркова Л.К. и др. 1983: Матюшкин A.M., 1982, 1984. 1989; Подвойский В.Н.! 1988; Тихомиров O.K., 1974; Юрксвич B.C., 1990). Другие исследователи связывают креативность с мотивацией достижения (Лук А.Н., 1980). Последнее утверждение противоречит позиции, противопоставляющей мотивацию достижения и стремление к творчеству (Матюшкин А М., 1982. 1984, 1989; Рубинштейн С.Л.. 1946). Отрывочны и ра^ноплановы сведения, касающиеся влияния особенностей мотивации аффилиации и доминирования на креативность. С одной стороны, отмечаются такие черты творческой личности, как стремление к сотрудничеству, умение ценить других, тенденция усганавливать партнёрские равноправные взаимоотношения; с другой стороны, указываются стремление к доминированию, агрессивность,
нонконформизм, С1ремление к одиночеству и др. (Ермолаева-Томина Л.Б., 1975; Кала У.В. 1973; Козленко В.Н., 1982; Кочелаева Н.В.. 1997; Солдатова Е.Л.. 1996: Фоменко Н.Е., 1996).
Таким образом, проблема содержания мотивационных факторов креативности, взаимосвязи особенностей мотивационно смысловой сферы личности с уровнем развития общей способности к творчеств}. являясь ак1уальной, тем не менее остаётся одной из сложных, однозначно не решённых и противоречивых проблем в современной психологической науке.
В основе нашего экспериментального исследования лежали следующие предварительные гипотезы: 1)Уровень креативности дошкольников зависит от общих условий социально-образовательной среды: 2) Особенности проявления различных факторов креативности зависят от особенностей диагностической ситуации; 3) Уровень креативности взаимосвязан с особенностями мотивационно-смысловой сферы личности.
Организация экспериментального исследования. Методики диагностики
Таким образом, мы диагностировали уровень развития креативности и особенности могивационно-смысловой сферы дошкольников, развивающихся под воздействием несколько различных социальных условий
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .