ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Д|хя диагностики креативности нами были ишо1ьзованы следующие методики фигурные субтесты батареи тестов Е Торренса "Незавершенные фигуры" и "Повторяющиеся фигуры', вербальный субтест "Усовершенствование игрушки", методика Н Е Вераксы "Необыкновенный человек'", модифицированная методика В Н Дружинина в НЬХазраювой 'Нерегламентированная игра"' Первые четыре из названных методик являются так называемыми тестовыми методиками диагностики креативности Ситуация тестирования в них менее регламентирована, чем в ситуации психометрического исследования уровня инте шекта (отсутсвие лимита времени при выполнении заданий, отсу1сгвие ориентации на единственно верный ответ), однако содержание деятельности испытуемых -.аддется извне, возможность участия в тестировании также исходит от экспериментатора Признание специфики творчества как вида активности - его нерегламентированный, спонтанный, незаданный извне характер. - побудило нас к поиску методов диагностики способности к творчеству в свободной, значимой для Испытуемых деятельности Как известно, для дошкольников таксщ деятельностью является игра (для старших ^школьников, соответственно, - стожетно-ролевая игра)
Подлинная субъектность ребенка в игровой Деятельности. внутренняя, самозарождающаяся и сЭчоразвивающаися мошвация сближают игру с процессами
119
творчества. С Л Рубинштейн писал об этом так* "В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию, в этом основная особенность игровой деятельности и в этом её основное очарование и лишь с очарованием высших фор^ творчества сравнимая прелесть." (1946, с,390).
Методика нерегламентировапной игры предполагает наблюдение за сюжешо-ролевой игрой дошкольников и фиксацию поведения участников экспериментатором.
Согласно основным структурным единицам сюжетно-ролевой игры (роль, сюжет, правила) в методике диагностировались следующие параметры.
Кр - креативность ролевого поведения;
Кс - креативность сюжетных модификаций;
Kn - Kpeai явность преобразования правил;
Км - мотивационный компонент креативности.
Показатели креативности по каждому параметру оценивались в баллах. При этог^г иеггользовался смысловой критерий, позволяющий разделить поведенческие проявления испытуемых на стереотипные, оригинальные и креативные (Дружинин В.Н., 1995, с.118) Так, например, креативность ролевого поведения измерялась исходя из следующего оценочного алгоритма:
Кр=0 - ребенок принимает предложенную другими роль и исполняет её без внесения собственных изменений,
Кр-1 - ребёнок принимает предложенную другими роль, но вносит в нее изменения по ходу игры;
Кр= 1 - ребёнок заменяет роль по ходу игры на иную или совмещает сразу несколько ролей,
Кр=1 - ребёнок сам выступает инициатором выбора роли, ио предлагает традиционную, малооригинальную роль;
Кр=2 - ребёнок предлагает неординарную, необычную роль
Общий балл испытуемого по параметру Кр подсчитываете^ суммированием всех набранных им баллов по этому параметру. Аналогично вычислялись показатели по всем остальным параметрам креативности (Кп, Кс). Алгоритм подсчёта баллов по мотивационному параметру приводится в работах В.Н.Дружинина (1995) и Н Е Хазратовой (1994) В результате проведения методики для каждого испытуемого вычисляются показатели ПКО (оригинальность), ПКБ (беглость), и ПКм (мотивационный показатель), где

Зимние шапки для девочек купить шапка детская зимняя купить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .