ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО

Методика H.D.Shmaft, сочетая в себе преимуществу проективных методов с большей однозначностью й точностью опросника, принадлежит к "полупроективным" методикам В авторском варианте стимульный материал методики представляет собой 18 картинок, объединённых в группы, относящиеся к различным сферам деятельности (труду, музыке, школьному обучению, спорту, оказанию помощи, самоутвержению) Под каждой картинкой располагаются в ряд 18 стандартных высказываний репрезентирующих ключевые категории для обработки содержания при выявлении мотивов успеха и неудачи. Задача испытуемого - отметить те высказывания, которые соответствуют его пониманию ситуации на картинке Каждому высказыванию соответсвует диагностическая ориешация. в результате диагностируется мера выраженное™ мотивов надежда на успех и боязнь неудачи в структуре мотивации достижения
В задачу проведения данной методики мы включили также, в дополнение к задачам оригинальной методики H.D.Shmalt, диагностику аффилиативных тенденций испытуемых. Мы исходили из выделенных в структуре мотивации аффилиации двух различных тенденций: НА (надежда на аффилиацию) и СО (страх отвержения) (Mehrabian A., Ksionzky S., 1974).
В соответствии с задачами нашего исследования и возрастом испытуемых данная методика была нами модифицирована следующим образом. Стимульный материал представляет собой четыре картинки, на двух из них изображены ситуации деятельности (изобразительной и спортивной), на двух других - ситуации общения (с одним сверстником, с группой) К каждой ситуации предлагаются высказывания, в которых воплощены диагностируемые мотивы
Методика предназначена для выявления особенностей Мотивации Достижения диагностируются мотивы НУ (надежды на успех) и БН (боязнь неудачи) (первая и вторая картинки), а также - особенностей мотивации аффилиации. определяются мотивы НЛ (надежда гга аффилиацию) и СО (страх отвержения) (для этого предназначены третья и четвёртая картинки). Высказывания, соответствующие данным категориям, формулировались на основании теоретического материала по проблеме и высказываний из оригинальной методики H.D.Shmalt, а затем апробировались
I
122
на понимание в ходе бесед с детьми старшего дошкольного возраста Окончательный выбор адекватных и понятных для ?Ждою ребёнка высказываний осуществлялся методом экспертных оценок. В результате проведённой работы были окончательно выбраны 12 высказываний, 6 ш которых напрдвлены на диагностику особенностей мотивации достижений. 6 - мотивации аффилиации. Ниже приводятся все высказывания, каждому из которых соответствует в левом столбце диа1носшческая ориентация задания: Мотивация Достижения
Методика проводится методом парных сравнений. Ребёнку предъявляется картинка и предлагается выбрать, что на самом деле думает герой, который на ней изображен В качестве возможных вариантов предлагаются по два высказывания из приведенных выше (к первой и второй картинкам выскачывания на тему *' Мот ивация достижения", к третьей и четвертой - на тему "Мотивация аффилиации") -каждый раз испытуемый выбирает одно из двух вЬ1сказываний, которые произносит экспериметатор. Последний же фиксирует сделанные выборы в таблице (выбранное высказывание получает 2 балла, отвергнутое - О, если ребёнок выбирает оба варианта, то они получают по 1 оатлу) Во время работы с одной картинкой заполняется одна таблица, содержащая результаты попарных выборов Вь'сказываний по этой картинке.
Во время одного сеанса тестирования ребенку
123
предлагается юяько одна картинка. Таким образом, каждый ребёнок участвует в тес1ировании четыре раза. Тестирование проводится индивидуально В результате четырёх серий эксперимент с каждым ребёнком, мы получаем численные значения, соответствующие выраженности у него мотивов НУ, БН. НА, СО.

концерты классической музыки для детей в Москве

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Опубликовано в рубрике Основное 03.04.2011: .